В. Аккуратов и В. Колошенко - энтузиасты кругосветного перелета на вертолете
Поэтому протяженность отдельных участков кругосветного перелета не могла превышать 1000-2000 км, а это означало, что перелет должен проводиться со многими остановками для заправки топливом. Для такого перелета необходимо иметь сменный экипаж, а также обслуживающих вертолет борттехников и бортинженеров. Мало того, с собой надо везти необходимые запасные детали. В результате получалось, что вертолет должен быть большой грузоподъемности. Тогда для этой цели мог использоваться только вертолет Ми-6. Одновременно встал вопрос и о сопровождении перелета другими, более легкими вертолетами, для чего лучше всего подходили вертолеты Ми-8. Проведение кругосветного перелета требовало согласования его с правительствами многих стран, через которые он должен был проходить. Естественно, что такой перелет требовал огромных расходов и мог быть осуществлен только при правительственном финансировании, используясь для рекламы отечественного вертолетостроения.
Инициаторы перелета В.П. Колошенко и В.И. Аккуратов поделились своей идеей с главным редактором журнала "Техника молодежи" писателем В.Д. Захарченко, который поддержал ее и принял активное участие в подготовке перелета. Для этого вскоре была создана "Ассоциация международных экспедиций мира, добра и надежды", которой было присвоено название "Одиссея-II", а президентом ее был избран В.П. Колошенко. Главной целью предстоящего перелета должна была стать уже не столько демонстрация технических достижений, сколько расширение международных и общественных связей, определяемых лозунгом экспедиции: "К миру через культуру и милосердие".
Идею кругосветного перелета на вертолете поддержали общественные организации, предполагая связать с ним проведение своих мероприятий по всему земному шару. Советский комитет защиты мира, Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия, Международный фонд "Культурная инициатива" и Международный фонд выживания и развития человечества, а также ЦК ВЛКСМ одобрили инициативу глобальной экспедиции и обещали ей свою помощь. С вниманием отнеслись к новому проекту руководители Министерства иностранных дел, авиационной промышленности, обороны и гражданской авиации, Авиаэкспорта, а также Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.
Перелет предполагалось осуществить в соответствии с международными планами ЮНЕСКО по проведению "Десятилетия культурного развития мира". Планировалось, что он будет совпадать с пятисотлетием открытия Америки, которое должно было отмечаться 12 октября 1992 г. Для экспедиции было намечено использовать более современный вертолет Ми-26, а также два сопровождавших его вертолета Ми-17.
Планируемый маршрут должен был пройти из Москвы через Северный полюс в Канаду и США, затем на Кубу. Затем вдоль западного побережья Северной Америки, через Берингов пролив в Японию, Корею и Китай. Оттуда маршрут должен был продолжиться на Филиппины и Австралию. Через Сингапур, Индию и Пакистан до Турции, а далее через Болгарию, Грецию на Африканский континент. Посетив ряд африканских стран, экспедиция вдоль Атлантического побережья континента должна была попасть в Европу через Гибралтарский пролив, при этом предполагалось посетить ряд европейских столиц, а завершить путешествие намечалось в Москве.
Наиболее сложные участки могли быть при пересечении Северного полюса (на вертолетах это еще никогда не осуществлялось) и в районе Филиппин и Индонезии, где возможны мощные тайфуны. Продолжительность суточного перелета не должна была превышать четырех часов.
Общая протяженность перелета превышала 82 тысячи километров, а продолжительность экспедиции - более четырех месяцев. За это время на вертолетах должно быть сделано более ста посадок в 53 странах, при этом в конце маршрута вертолеты израсходовали бы менее половицы своего ресурса.
На борту вертолета Ми-26 планировалось разместить специальную экологическую экспресс-лабораторию, которая позволила бы составить картину состояния природы в сочетании с социально-общественным портретом населения планеты. Эти данные по окончании экспедиции должны были поступить в распоряжение ООН и ЮНЕСКО.
Одновременно экспедицию предполагалось использовать для широкого общения культур и религий, пригласив на борт вертолетов представителей культуры, науки, искусства, а также христианских и католических священников.
В 1990 г. организаторов экспедиции принял в Ватикане глава католической церкви папа римский Иоанн Павел II, который очень заинтересовался проблемами кругосветной экспедиции мира и обещал поддержку этому глобальному предприятию. Активистами мира в распоряжение экспедиции был передан флаг "Мир возможен". На его полотнище длиной 60 метров были подписи многих тысяч сторонников мира со всех континентов нашей планеты.
К сожалению, в связи с начавшейся перестройкой и демократизацией общества, в самой России интерес к проведению кругосветного перелета угасал. Тщетно его организаторы добивались приема у нового демократического руководства, отказавшегося от поддержки экспедиции. С большим трудом попали на прием к патриарху всея Руси, Алексию II, но тот, узнав, что к экспедиции проявил интерес римский папа, тоже отказал в поддержке. Последней попыткой привлечь внимание к планировавшемуся перелету стала публикация интервью с ее организаторами под названием "Организуем самую протяженную экспедицию в истории человечества" и подробной картой перелета в новом журнале "Чудеса и приключения" №1, 1991 г. с призывом помочь в организации экспедиции, однако спонсоров для этого не нашлось.
И, тем не менее, к празднованию 500-летия открытия Америки, которое отмечалось 12 октября 1992 г. в г. Майами, штат Флорида, на побережье Атлантического океана, куда доплыли пять веков назад каравеллы Колумба, был совершен перелет российских вертолетов. Но это уже были другие вертолеты, Ми-24 и один сопровождающий Ми-17, и другой экипаж, женский, состоящий из мировых рекордсменок -командира экипажа, летчицы-испытателя 1 класса Г.В. Расторгуевой и штурмана 1 класса Л.А. Полянской, а также оператора Г.В. Кошкиной. Этот перелет российских летчиц стал первым в истории авиации столь дальним женским перелетом. Общая протяженность его составила почти 25000 км, и он заслуживает, чтобы о нем было подробно рассказано нашим читателям. К сожалению, о самом перелете, происходившем в самый разгар перестройки, почти не было публикаций в нашей прессе, и он оказался незаслуженно забытым. Поэтому, учитывая, что недавно исполнилось его 10-летие и что сам перелет, который тоже готовился многие годы, был особенно высоко оценен в США, где он завершился, представляется целесообразным рассказать о нем подробнее, тем более, что многие документальные материалы о нем были недавно представлены автору участвовавшими в перелете нашими летчицами.