Предыдущая Оглавление Следующая

HelGr009.jpg

Рекордный "Белл 430" с четырехлопастным винтом

Полет начался 5 августа 1982 г. с аэродрома фирмы "Белл", которой был подготовлен для рекордного полета легкий многоцелевой вертолет Белл 206 "Джет Рейнджер" III, снабженный одним ГТД Аллисон 250-C20J мощностью 420 л.с./310 кВт. Пилот Дик Смит имел налет 700 часов на самолетах и 810 часов на вертолетах, но совсем не имел опыта полета по приборам, поэтому полет выполнялся только днем и в благоприятных метеорологических условиях, средняя скорость полета составляла ~37 км/ч. Общая протяженность полета, занявшего 11 месяцев и закончившегося 22 июля 1983 г. на вертолетной площадке Дика Смита в Сиднее, составила 56756,38 км, а общая стоимость ~100 тыс. долл., часть которых пилот-бизнесмен сумел вернуть за счет размещения на вертолете рекламы и съемок фильма о рекордном полете.

Результаты этого полета были зарегистрированы FAI в качестве мирового рекорда дальности вокруг земного шара. Его исполнитель Дик Смит считал маловероятным, чтобы кто-либо решил повторить такой полет.

Но уже в 1993 г. пилот-любитель Джо Рональд Бауэр, являющийся президентом фирмы "Аустин Джет", обеспечивающей эксплуатацию самолетов и вертолетов, начал подготовку кругосветного перелета, который он собирался реализовать один также на вертолете "Джет Рейнджер". Первоначально полет планировалось осуществить в 1993 г., но из-за сложностей, связанных с подготовкой, он был перенесен на 1994 г. Для кругосветного полета был использован серийный вертолет Белл 206В-3 "Джет Рейнджер" III с одним ГТД Аллисон 250-С20 мощностью 420 л. с./310 кВт, на котором были установлены дополнительный топливный бак емкостью 335 л, автопилот Бендикс Кинг КАР-150Н и система спутниковой навигации с движущейся картой. На фюзеляже вертолета были изображены карта с маршрутом кругосветного полета и различная рекламная информация. Одной из целей рекордного полета было стремление его инициатора и исполнителя Рона Бауэра, занимавшегося продажей и обслуживанием вертолетов Белл "Джет Рейнджер", доказать этим полетом надежность эксплуатации однодвигательных вертолетов.

Полет начался 22 июня 1994 г. с взлетной площадки завода фирмы "Белл" в Форт Уорт (штат Техас), затем вдоль атлантического побережья США к Гренландии и Исландии и далее через Шотландию и Англию в Европу, вдоль ее северного побережья, а затем через территорию России к тихоокеанскому побережью и через Аляску и Канаду вдоль тихоокеанского побережья снова в штат Техас, где 22 июля была совершена посадка на вертолетную площадку фирмы "Белл" в Форт Уорт. Общее время кругосветного полета составило 24 дня 4 ч 30 мин 33 с, что было на 4 дня 2 ч 4,31 мин и 30 с меньше времени кругосветного полета Дика Смита.

Высота полета варьировалась от 75 м до 2135 м, но большая часть полета проходила на высоте 90 м. На одном из участков полета в аэропорту Файрод вблизи Лондона на борт вертолета был взят корреспондент журнала "Геликоптер Уорлд" Джон Осмонд, который, пробыв на борту 17,5 ч, опубликовал в журнале статью об этом полете.

В своей статье корреспондент отметил, что вертолет "Джет Рейнджер" не приспособлен для столь длительных полетов, хотя стандартные сиденья достаточно комфортабельны. Большим недостатком вертолетов фирмы "Белл" с двухлопастными несущими винтами является повышенный уровень вибраций, поэтому в конструкцию рекордного вертолета был внесен ряд усовершенствований, чтобы уменьшить уровень вибраций и шума в кабине.

Вскоре результаты этого рекордного полета были существенно улучшены Бауэром, который вместе с американским авиатором Джоном Вильямсом из Техаса полетел на легком многоцелевом вертолете Белл 430, снабженном двумя ГТД Аллисон 250-С40 общей мощностью 780 л. с./582 кВт и четырехлопастным несущим винтом с усовершенствованной втулкой. Этот винт обеспечивал не только большую тягу, но и меньшие уровни шума и вибраций. Подобно большинству вертолетов фирмы "Белл", вертолет Белл 430 имел неубирающееся полозковое шасси.

Полет начался 17 августа и завершился 3 сентября 1996 г. в аэропорту Фарнборо. Общая протяженность полета составила 38100 км, а общее время полета 17 дней 6 ч 14 мин и 28 сек, что значительно улучшило результаты прошлого рекорда. Для рекордного полета конструкция вертолета была лишь несколько облегчена, зато было установлено дополнительное оборудование, включающее систему спутниковой навигации GPS с семью антеннами и движущейся картой. В дополнение к стандартному топливному баку емкостью 915 л был установлен в кабине еще один бак емкостью 555 л. В кабине было оборудовано спальное место для отдыха членов экипажа.

Полет проводился на высоте "600 м с крейсерской скоростью 220 км/ч, средний расход топлива составлял 263 кг/ ч, среднее ежедневное время полета обычно не превышало 10 ч. плюс дополнительное время на заправки топливом. Отмечалось, что этот полет вокруг света был впервые выполнен в западном направлении: из Лондона в Исландию, затем в Гренландию и Канаду, далее через всю территорию США в Сиэтл вдоль тихоокеанского побережья в Аляску, а затем через всю территорию России, Западной Европы и завершился в Лондоне.

HelGr010.jpg HelGr011.jpg
Рон Бауер после первого кругосветного перелета на вертолете Дженнифер Мюррэй (слева) и Квентин Смит с принцессой Йоркской

Предыдущая Оглавление Следующая