Оглавление Следующая

ХРУЩЕВСКОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ

или НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ и АВИАЦИЯ

Ростислав АНГЕЛЬСКИЙ

Московские авиационно-космические салоны - это грандиозные смотры достижений не только предприятий соответствующих отраслей промышленности, но и многочисленных издательств, журнальных редакций и студий, выпускающих видеофильмы. Последние порадовали любителей авиации очередной новинкой - «Удар по своим». А посвящен этот фильм так называемому хрущевскому разгрому советской авиации. Однако позволим себе перефразировать основателя социалистического реализма и задаться вопросом «А был ли удар?»

Что собственно ставится в вину руководителю Коммунистической партии и советского государства? Считалось, что, проявляя «волюнтаризм и субъективизм», Никита Сергеевич в своем неуемном увлечении ракетостроением и ядерным оружием нанес огромный ущерб развитию советских Вооруженных Сил и военной техники, пресек процесс развития боевой авиации, отправив почти все самолеты под бульдозеры или на полигоны для расстрела в качестве мишеней.

Однако попробуем взглянуть на фактическую сторону имевших место событий, отдавая при этом отчет в том, что легенды и мифы не возникают на пустом месте и чаще всего являются следствием объективно обусловленной оценки обществом исторических событий и итогов деятельности первых лиц.

В те годы считалось, что исход военно-политического противостояния социалистического и империалистического лагерей определится соотношением их возможностей по накоплению и применению арсеналов ядерного оружия и средств его доставки.

При жизни И.В. Сталина была, в принципе, решена проблема создания отечественного ядерного оружия - началось производство атомных бомб, готовилась к испытаниям первая термоядерная.

HruandAv001.jpg

После отмены воздушной части ноябрьских парадов именно ракеты представляли основную мощь Советской Армии

Со средствами доставки дело обстояло сложнее. Без малого тысяча построенных поршневых Ту-4 имели ограниченный радиус действия. Корейская война показала уязвимость их исходных аналогов (В-29) от атак реактивных истребителей. Мощное оборонительное вооружение бомбардировщиков уже не служило надежной защитой. Поэтому почти завершенная отработка стратегического Ту-85 утратила смысл и была прекращена. В середине 1950-х годов успешно завершилась начатая при И.В. Сталине разработка двух типов околозвуковых стратегических бомбардировщиков - Ту-95 и М-4 (в модернизированном варианте известном как 3М). Шло массовое серийное производство реактивных дальних бомбардировщиков Ту-16. Однако даже реализация межконтинентальной дальности еще не гарантировала поражения соответствующих целей. Если в Корее поршневые бомбардировщики впервые столкнулись с реактивными самолетами, то в конце 1950-х годов новые околозвуковые стратегические самолеты уже поджидали сверхзвуковые перехватчики. Кроме того, появилось принципиально новое и потому представлявшееся всемогущим средство обороны - зенитные управляемые ракеты. С учетом многократно меньшего экономического потенциала СССР, у нашей страны было немного шансов развернуть стратегические бомбардировщики в количестве, достаточном для уверенного проникновения сквозь непрерывно совершенствующуюся систему ПВО. Но как раз в эти годы и были созданы управляемые баллистические ракеты - сперва средней, а с 1957г. - и межконтинентальной дальности. Скорости и высоты полета на порядок и более превышавшие соответствующие показатели лучших самолетов, малые размеры и высокая прочность головных частей этих ракет определили их неуязвимость не только от существующих, но и от перспективных средств обороны. Дальнейшее развитие техники показало, что несмотря на полувековые напряженные усилия, до настоящего времени не удалось создать систему ПРО, эффективную против залпа баллистических ракет.

Баллистические ракеты были не только более эффективным, но и экономически выгодным средством доставки. Межконтинентальные изделия стоили втрое - вчетверо дешевле стратегических самолетов, ракеты средней дальности - впятеро дешевле дальних бомбардировщиков. Конечно, ракеты были всего лишь одноразовыми летательными аппаратами, но кто знает, сколько боевых вылетов смог бы сделать в ядерной войне стратегический бомбардировщик?

А ведь именно Н.С. Хрущев, впервые с двадцатых годов, стал если не считать расходы на оборону, то хотя бы осознавать их ограниченность. В частности, его потряс тот факт, что Черноморский флот за один выход в море на учения сжег больше мазута, чем все народное хозяйство Украины за год.

Оглавление Следующая