Предыдущая Оглавление Следующая

МЕНЬШЕ ШУМИМ И ТОЧНЕЕ ЛЕТАЕМ

(Новые модификации транспортного самолета Ил-76)

Il76t023.jpg

Ил-76МФ

В начале шестидесятых годов двадцатого столетия в связи с бурным развитием авиации Международная организация гражданской авиации (ИКАО) начинает предъявлять требования по ограничению шума самолетов на местности. Одновременно с этим начинают предъявляться требования по эмиссии авиационных двигателей (выброс вредных примесей при сжигании топлива в двигателе). Эти требования нашли свое отражение в 1971 г. в Приложении 16 к Чикагской конвенции*.

Появление турбореактивных двигателей с высокой степенью двухконтурности привело к повышению требований. В 1978 году были приняты новые требования, отраженные в Главе 3 тома 1 Приложения 16. В 2001 г. ИКАО принимает еще более жесткие требования, которые изложены в Главе 4 стандарта ИКАО.

Il76t024.jpg Il76t025.jpg
Динамика изменения норм ИКАО по шуму на местности Сравнение уровней шума отечественных самолетов с нормами ИКАО

Так как сегодня гражданская авиация, как правило, не замыкается в пределах одной страны, то требования ИКАО в отношении охраны окружающей среды оказывают огромное влияние на все стороны деятельности гражданской авиации практически во всех странах мира.

Но сегодня отдельные промышленно-развитые страны в стремлении обеспечить преимущества для своих производителей и эксплуатантов авиационной техники зачастую пытаются использовать в своих интересах сложившийся порядок установления ограничений на уровни шума самолетов. Имеют место попытки навязать ИКАО принятие таких решений, которые ставят в невыгодное положение авиацию одних стран по отношению к другим странам.

В сегодняшних условиях выполнение требований ИКАО превращается из чисто технической проблемы в ответ на вопрос: будет ли в России своя авиация, или эксплуатанты под действием вводимых ограничений вынуждены будут приобретать или брать в лизинг западные самолеты, отвечающие этим требованиям.

В настоящее время уже действуют (с 1 сентября 2002 г.) принятые ИКАО ограничения на эксплуатацию самолетов, уровни шума которых не соответствуют требованиям норм Главы 3.

Это введение требований не явилось неожиданным для отечественной авиационной промышленности. Еще задолго до этого на отечественных самолетах Ил-62М, Як-42 и Ту-154М устанавливались системы шумоглушения силовых установок. Эти самолеты прошли в 1986-1987 гг. акустическую сертификацию по нормам Главы 3 стандарта ИКАО. Но в силу различных обстоятельств эти системы были установлены далеко не на всех экземплярах указанных типов самолетов.

По данным на середину 2003 г. 62% самолетов в парке гражданской авиации России не соответствуют по шуму требованиям норм Главы 3 стандарта ИКАО. К этим самолетам относятся самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Як-42, Ан-124-100.

Есть определенная доля уверенности, что если бы гражданская авиация представляла собой единую авиакомпанию или состояла бы из нескольких крупных, состоятельных авиакомпаний, то этот процент несоответствия требованиям стандарта ИКАО был намного меньше. Это объясняется тем, что мелкие российские авиакомпании, на которые распался могучий «Аэрофлот», получили в свое распоряжение самолеты практически даром. В целях экономии они не выделяли и сегодня практически не выделяют средств на модернизацию своего парка самолетов, в том числе и на установку в силовых установках систем шумоглушения, которые обеспечивают самолетам выполнение требований Главы 3 стандарта ИКАО.

Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина всегда очень внимательно относился к требованиям ИКАО и стремился их предугадывать. Это объясняется прежде всего тем, что самолеты разработки АК им. С.В. Ильюшина, наряду с выполнением перевозок на внутренних воздушных линиях, всегда выполняли и международные перевозки. Поэтому в ОКБ всегда понимали свою ответственность перед эксплуатантами в обеспечении требований ИКАО.

С целью обеспечения соответствия самолета Ил-76МД(ТД) нормам ИКАО по уровню шума на местности и нормам по эмиссии двигателей в ОКБ в начале девяностых годов проведены работы по установке на самолеты двигателей ПС-90А. Причем впервые эти работы были выполнены при разработке модифицированного транспортного самолета Ил-76МФ. 1 августа 1995 г. первый самолет Ил-76МФ выполнил свой первый полет.

 

* Программа работ по снижению уровней шума отечественных самолетов изложена в статье ведущих специалистов ЦАГИ В. Дмитриева, А. Мунина и В. Самохина. Эта статья опубликована в сентябрьском, 2002 г., номере журнала «Полет».

Предыдущая Оглавление Следующая