Предыдущая Оглавление Следующая

KorCh004.jpg Учебный истребитель Як-11

KorCh005.jpg Ла-9УТИ

26 июля 1950 г. 1-ю аэ переименовали в «Отдельную авиагруппу» в составе ВВС НОАК, в августе их переучили на УЛа-9 и перевооружили на советские поршневые истребители. Позже летный и наземный персонал распределили по формируемым строевым частям и авиационным школам для передачи опыта, а «Отдельную авиагруппу», выполнившую свою «истребительную миссию», ликвидировали. 19 июля 1950 г. в Нанкине сформировали 4-ю смешанную учебную авиабригаду, в нее вошли почти все 126 летчиков, в 1946-1949 гг. подготовленных в Дунбэйской авиашколе пленными японскими летчиками.

Наземная подготовка китайских летчиков 4-й авиабригады продолжалась около недели с большими трудностями, обусловленными, в основном, языковым барьером. Несмотря на отсутствие переводчиков, 5 августа летчики 29-го гиап начали вывозить китайцев на УЛа-9. За день «прокатили» 25 курсантов. На освоение «спарки» всеми китайскими летчиками-истребителями ушла неделя, к 11 августа вывезли не только их, но и наших советников частей китайских ВВС (7-8 августа). Утром 9 августа инструкторы сами тоже немного «потренировались» - посты ВНОС зафиксировали пролет неизвестного самолета в районе Шанхая. Поскольку задачу ПВО Шанхая со 106-й иад еще не сняли, то по команде с КП наперехват подняли две пары МиГ-15. Ведомый второй пары лейт. Курносое первым увидел в облаках двухмоторный бомбардировщик и зашел ему в хвост. Стрелок открыл огонь, поэтому первая атака с 800 м была безрезультатной, но со второй атаки с расстояния 450 м неизвестный самолет был сбит. Вскоре выяснилось, что это без оповещения из Нанкина в Шанхай летел Ту-2 ВВС НОАК (на свою беду китайцы уже освоили наши бомбардировщики). Разобравшись, китайское командование претензий к нашим летчикам не предъявляло.

Затем наступил вынужденный «простой» до 20 августа, поскольку еще не прибыли реактивные «спарки» УТИ Як-17. В течение более суток инженерно-технический состав полка собирал первый «Як», и уже 22 августа после 12-минутного контрольного облета менее чем за час вывезли семерых китайцев. На следующий день после двух полетов на Як-17 пятеро китайских летчиков самостоятельно вылетели на МиГ-15.

Переучивание китайцев летчиками 106-й иад происходило на трех аэродромах - Цзянвань, Дачан и Сюйчжоу. В конце августа ввели в эксплуатацию запасной аэродром Хунцзяо в 3-5 км юго-западнее Шанхая, здесь была пригодная для «МиГов» 2-км бетонная ВПП. Туда срочно перебазировали десятку МиГ-15 и четыре Як-17УТИ.

Спустя ровно месяц, к 28 сентября, на МиГах самостоятельно летал уже 31 китаец.

Любопытно, что для поднятия «боевого духа» китайских курсантов перед первыми самостоятельными вылетами на боевых самолетах советские инструкторы демонстрировали групповой пилотаж - в 29-м гиап тройкой МиГ-15, в 351-м иап - звеном Ла-11.

Впоследствии наши пилоты утверждали, что летный состав прибывших на переучивание китайских частей был достаточно опытным, что совсем не соответствовало истине. О том, что освоение советской авиатехники далеко не всегда проходило так гладко, свидетельствует докладная П. Батицкого, посланная 14 октября 1950 г. начальнику Генштаба генералу армии С.М. Штеменко:

«Командующий 54 ВА шифротелеграммой... от 9.10.50 г. донес, что, несмотря на тщательно подобранный из числа лучших летчиков инструкторский состав и разработанную сокращенную программу переучивания, предусматривающую 17-часовой налет каждым курсантом-летчиком, процесс освоения самолета Ла-9, отличающегося от Як-9 более сложной техникой управления при взлете и посадке, идет крайне медленно.
Так, из 8-ми человек, начавших вывозные полеты на самолете Ла-9 30.9 с/г, к 7.10 самостоятельно вылетело всего 5 курсантов, при этом 2 самолета Ла-9 и 1 самолет УЛа-9 были поломаны. Три корейских летчика, имеющих боевые вылеты на Як-9, до сих пор на Ла-9 не вылетали.
Командующий 54 ВА просит продлить сроки обучения 1-й группы корейских летчиков до 25.10 с/г, остальных - до 15.11 с/г. (Военный министр установил сроки переучивания 1-й группы 10.10, остальных - 30.10. - А.Д.) Просьбу Командующего поддерживаю и прошу Вашего решения...»

Вместе с тем занятия шли довольно интенсивно, чуть ли не по 12 часов в день. Как впоследствии вспоминал летчик 176-го гиап С.М. Крамаренко, весной 1951 г. занимавшийся переучиванием корейцев на МиГ-15, те признавали лишь две оценки: «хорошо» и «отлично». Получивший оценку «посредственно» объявлялся чуть ли не предателем. Узнав об этом, наши инструкторы ставили посредственную оценку только в самом крайнем случае.

Уже через месяц корейские летчики начали вылетать самостоятельно. А месяца через два они, по мнению Крамаренко, летали вполне хорошо. Нужно сказать, что это было очень сложно - за два месяца освоить новейшую реактивную технику.

Расквартированная в Шанхае 4-я смешанная авиабригада после переучивания официально заступила на боевое дежурство в октябре 1950 г. Еще до этого, 20 сентября, китайские летчики на МиГ-15 «отметились», открыв боевой счет. С началом войны в Корее входившие в отдельную группу ПВО радиолокационные станции неоднократно фиксировали пролеты одиночных самолетов между Тайванем и Кореей. По ряду признаков, в том числе и по скорости, их идентифицировали как В-29. В зоне ПВО Шанхая на перехват поднимались истребители, но нарушений воздушного пространства КНР обычно не происходило.

Предыдущая Оглавление Следующая