Предыдущая Оглавление Следующая

Об одном из таких воздушных боев с Ил-10 27 июня 1950 г в районе Сеула вспоминал летчик ВВС США лейтенант Р.Дьювальд, воевавший на Р-80 "Шутинг Стар": "Я заметил прямо по курсу темно-зеленые поршневые самолеты, летевшие вдоль русла реки... Мы проскочили над подозрительными самолетами выше, развернулись и легли на обратный курс. Я быстро загнал один самолет в сетку прицела - в том, что это северокореец, у меня сомнений не оставалось. Я идентифицировал самолеты как одноместные истребители. Вдруг от кабины «одноместного истребителя» к моей машине потянулись трассы - там есть воздушный стрелок, и он по мне стреляет! Я выпустил длинную очередь из всех шести пулеметов по кабине самолета противника. Судя по всему, летчик не пострадал, так как самолет уверенно продолжал полет. Правда, противник не предпринимал попыток уйти маневром из-под удара. Я атаковал во второй раз, теперь огонек на кабине вражеской машины уже не пульсировал. Видимо, очередью я вывел из строя стрелка. Мне никто не мешал, благодаря чему я всадил длинную очередь в район расположения двигателя. Я попал, но противник, как ни в чем не бывало, продолжал полет: ни дыма, ни беспорядочного падения самолета не наблюдалось. Он дразнил меня. В третьем заходе я подошел на предельную дистанцию и вел огонь, пока это было возможным. Я опять не видел никаких повреждений. В это время мой истребитель вдруг ни с того ни с сего стал задирать нос, а лобовое стекло залили потоки масла, масло показалась и на предкрылках. Беда! Настроение подняла брошенная по радио фраза командира: «Ты сбил!» Я все-таки смог дотянуть до Итацуки за счет запаса высоты и попутного ветра. Проявленная пленка фотокинопулемета показала, что я сбил штурмовик Ил-10. Мне эта победа досталась исключительно тяжело".

С конца июня боевая авиация ВВС США, насчитывавшая в том регионе более 1200 самолетов, начала массированные налеты на территорию КНДР, стремясь в первую очередь уничтожить ее ВВС на аэродромах. Героическими усилиями северокорейские летчики сбили в воздушных боях 7-20 июля более 20 американских самолетов, в том числе один В-29.

KorCh002.jpg KorCh003.jpg
Ил-10 в прицеле американского истребителя Ла-9 ВВС НОАК

Но силы были заведомо неравными. После 10 августа самолеты КНДР практически не летали, хотя однажды, 22 августа, совершили успешную штурмовку вражеских кораблей.

Пополнившись прибывшими из СССР новыми самолетами, с 1 сентября корейцы возобновили свою активность в воздухе. Однако высаженный 15 сентября в тылу КНА крупный десант морской пехоты сил ООН при мощной поддержке палубной авиации привел к тому, что в сентябре-октябре 1950 г. ВВС КНДР лишились почти всех своих авиационных баз и были просто деморализованы. Фактически произошел полный разгром авиации КНДР. Так спустя 13 лет повторился сценарий начала японско-китайской войны.

Стремительное наступление войск ООН на Северную Корею вскоре перешло в такую фазу, что возникла непосредственная угроза территории Китая.

В октябре 1950 г. в Пекине создали оперативную группу ВВС СССР под командованием генерал-полковника авиации С.А. Красовского, в его штаб также вошли генералы П.И. Фоменко и В.М. Лихачев. В ее задачи входило создание национальных кадров летно-технического состава, формирование новых авиачастей в КНР, строительство аэродромов. Одновременно началась срочная переброска советских авиационных дивизий как для участия в боевых действиях против авиации сил ООН, так и для защиты китайской территории от налетов, а также для обучения китайского летно-технического состава.

Начавшие в ноябре участвовать в боевых действиях советские летчики-добровольцы уже в первый день воздушных боев, 1 ноября, открыли счет своим победам. Облачившись в форму китайских народных добровольцев, связанные строжайшим запретом вести по-русски переговоры в воздухе, они быстро сбили спесь с самоуверенных американских летчиков и лишили их господства в воздухе.

В самом конце 1950 г. первые боевые вылеты в небе Кореи совершили и китайцы, во втором полугодии активно обучавшиеся полетам на МиГ-15. Первыми инструкторами китайских «реактивщиков» стали летчики 29-го гвардейского истребительного авиаполка (гиап) 106-й истребительной авиадивизии (иад), прибывшие в Китай весной 1950 г.

После подписания 14 февраля 1950 г. Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНР, в Китае создали Отдельную группу войск ПВО СССР под командованием генерал-лейтенанта П. Батицкого. В ее задачи входила оборона юго-восточных провинций КНР и Шанхая от налетов авиации Гоминьдана. 29-й гиап на 40 МиГ-15 заступил на боевое дежурство 1 апреля 1950 г. и в конце апреля - начале мая сбил в районе Шанхая тайваньский разведчик F-5 (вариант Р-38 «Лайтнинг») и тяжелый бомбардировщик В-24. Одновременно летчики 351-го иап 106-й иад на Ла-11 сбили еще четыре чанкайшистских самолета - по два разведчика F-10 (вариант В-25 «Митчелл») и истребителя Р-51 «Мустанг».

С началом войны в Корее американцы объявили «политику нейтралитета» и потребовали от гоминьдановцев прекращения налетов на континент, пообещав защитить их от вторжения. В Тайваньский пролив вошел 7-й флот США. С 25 июля боевые действия ВВС Чан Кайши ограничивались только патрулированием побережья КНР и разведывательными полетами.

Фактически боевое дежурство 106-й иад закончилось в конце июля, но еще 20 числа им поставили новую задачу - организовать переучивание частей ВВС НОАК на советскую авиатехнику. По плану 29-й гиап должен был обучать китайских летчиков 10-го иап ВВС НОАК. Так строевые летчики неожиданно превратились в инструкторов-методистов - составляли и утверждали учебные программы, рисовали наглядные пособия, готовили к демонстрации учебные узлы и агрегаты самолета.

Первые 387 китайских летчиков и техников ВВС НОАК прибыли на аэродром Цзянвань, где базировался 29-й гиап и в другие советские части, занимавшиеся переучиванием, с 30 июля по 1 августа 1950 г. Здесь был и личный состав 1-й народной эскадрильи, где с начала 1950 г. оставались только два звена истребителей, базировавшихся под Пекином.

Предыдущая Оглавление Следующая