Ла-11 в Пекинском музее. На врезке - летчик Ван Теньбао, сбивший на поршневом "Лавочкине" реактивный "Сейбр" в бою 30 ноября 1951 г.
Пока бомбардировщики сражались на пути к цели, 16 Ла-11 вели тяжелый бой с «Сейбрами», стараясь не допускать F-86 к Ту-2 ближе чем на 1000 м. Китайцы утверждают, что «Лавочкины» сбили 4 F-86 и подбили три: «Это послужило прецедентом побед поршневых истребителей над реактивными». На личный счет зам. комэска Ван Теньбао они относят сбитый «Сейбр» и два подбитых. Гораздо позднее американцы признали в том бою потерю двух F-86, а майор Маршалл, действительно попавший под пушки Ла-11, вернулся на аэродром с полностью разбитой кабиной. Самое любопытное, что «поршневую» победу Вань Теньбао над реактивным «Сейбром» признали даже заклятые враги китайских коммунистов - гоминьдановцы.
После того, как Ту-2 и Ла-11, «зализывая раны», потянулись в сторону Китая, на помощь по тревоге пришли летчики 523-го иап. Они прилетели «к шапочному разбору», но комполка майор Оськин все же успел сбить один F-86. Вот как позже описывал конец того боя Чжао Баотун:
«Воздушный бой распался на несколько очагов. Наиболее ожесточенной была схватка над самим островом. Здесь нашим летчикам пришлось встретиться с рядом трудностей. Дело в том, что американцы, стремясь уничтожить наш десант, бросили на него до полусотни машин. Эти самолеты держались на малой высоте. И наши летчики, обеспечивавшие непосредственное прикрытие десанта, вынуждены были действовать в необычных условиях. Надо сказать, они сумели быстро приспособиться к обстановке. Применив военную хитрость, они разорвали оборонительный круг самолетов противника, а затем атаками с задней полусферы начали уничтожать замыкающие самолеты врага. Во время одной из таких атак ведущий группы поджег вражеский самолет. Его ведомый - летчик Сунь Эр в это время атаковал вторую машину, но с такого близкого расстояния, что сам чуть не погиб. Подбитый им самолет внезапно взорвался, и кусочки обшивки вражеской машины впились в плоскости самолета Сунь Эра.
В ходе боя одной из групп врага удалось все же занять выгодную позицию для удара по нашему десанту. Это заметил Тэн Дайсу, находившийся со своей группой на малой высоте. Не теряя времени на набор высоты, наши летчики снизу ударили по врагу. Атака была неожиданной для противника, ибо средства радионаведения, имевшиеся на острове и обычно предупреждавшие о наших действиях, были уже выведены из строя бомбардировщиками. Боевой порядок врага был сломан, а два его самолета загорелись. Атаки снизу не позволили противнику увертываться от огня уходом под наши самолеты. Последовательными ударами эта группа была отогнана от острова».
Трудно сказать, насколько это описание воздушной схватки соответствует истине: оборонительный круг «Сейбров» на малой высоте - это что-то новое. Однако Сунь Эр действительно привез обломки F-86, и два «Сейбра» были записаны на счет 3-й иад.
Потери китайцев в тот день, по разным источникам, оценивают в 4-8 Ту-2, 3 Ла-11 и МиГ-15, погибли 15 членов экипажей. Китайские летчики из других авиачастей не могли скрыть горечи поражения. По их опечаленным лицам информация о неудаче дошла и до наших пилотов, сочувствовавших своим товарищам по оружию.
Однако, по мнению советских летчиков, основной причиной потерь стало плохое взаимодействие китайского и советского командования. Как-то раз возвращаясь из боя, Пепеляев со своей группой встретил китайцев на МиГах, но с земли ему приказали «не вмешиваться» в дела «соседей» и выполнять свою задачу. То же самое вспоминал и Б.С.Абакумов: «...Мы возвращаемся с боевого задания и видим, ниже нас на пересекающихся курсах идет девятка бомбардировщиков. По конструкции определяем, что наши самолеты Ту-2, но мы знаем в этом районе бомбардировщиков нет, и тем более наших. Запрашиваем по радио КП, с КП нам сообщили, что это наши соседи, то есть китайцы, пошли бомбить прибрежные острова, на которых была американская система наведения. С КП нам приказали следовать домой.
Мы приземлились... и вдруг видим, к нам на аэродром (Мяогоу - А.Д.) садятся изрешеченные три машины Ту-2 с китайскими опознавательными знаками, а их было девять!.. Оказалось, что шесть машин сбили «Сейбры», которые их атаковали над морем в момент бомбежки. Ну что стоило китайскому командованию связаться с нашим КП и запросить прикрыть район действия китайских бомбардировщиков? Это было еще одним доказательством, что китайцы всячески игнорировали нашу оперативную помощь еще в самом начале своего становления».