Предыдущая Оглавление Следующая

Сейчас единственным оправданием командования ОВА может служить то, что советским летчикам категорически запрещалось пересекать береговую черту. Несмотря на эти потери в воздухе, сухопутные войска 50-й армии в тот же вечер высадились на архипелаг Хэдао, и на некоторое время все передачи американского командного пункта оттуда прекратились, информация о вылетах советских истребителей и их местонахождение перестала сообщаться американским летчикам. Героические действия летчиков в КНР стали образцом мужества, подвиги Би Убиня и Ван Теньбао навечно занесли в анналы истории китайской авиации.

За исключением двух схваток летом 1952 г., бой 30 ноября 1951 г. стал единственным крупным воздушным боем «Лавочкиных» и «Сейбров». Когда корейцы стали готовиться к переучиванию на реактивную технику, в Аньдунь на Ла-9 (или Ла-11) прилетела четверка их самых опытных боевых летчиков, участников летних боев 1950 г., ко всему мастеров высшего пилотажа. Основной задачей являлось изучение тактики воздушных боев последней смены советских летчиков, поскольку в ближайшем будущем они сами должны были водить в бой группы МиГ-15.

20 июня 1952 г. во время тренировочного полета в зоне аэродрома пару Ла-9 атаковала десятка «Сейбров». Согласно заявлению командования КНА, используя лучшую маневренность и завязав бой на виражах, корейцы сбили два F-86, но на базу вернулся только ведущий Герой КНДР майор Пак Ки Рак. Ведомого отнесли на счет капитана Ф.Близе из 334-й аэ. В тот же день в таком же полете вторая пара корейцев вновь была атакована эскадрильей «Сейбров». Корейцы опять заявили, что их летчики сбили по одному F-86, при этом ведомый был сбит и погиб, а ведущий сумел сесть в поле на горящем самолете. Суммировав результаты двух боев, командование КНА заявило о трех сбитых «Сейбрах» и попавшем в плен американце Фарлере, сами потеряли три «Лавочкина» и двух летчиков. Американцы, естественно, о своих потерях в тот день не сообщают.

С начала 1952 г. характер воздушных боев в небе Кореи изменился. Это связано как со сменой летного состава у всех воюющих сторон, так и с изменением тактики боев. У советских летчиков на смену «парадным» истребительным дивизиям МВО, имевшим солидный боевой опыт еще с Великой Отечественной войны, и немалый налет на реактивной технике, пришли дивизии ПВО, в которых летный состав с фронтовым опытом составлял около 10%. На МиГ-15 многие части переучились лишь в начале 1951 г. и к февралю 1952 г. имели реактивный налет в среднем 50-60 часов, в последующем на пополнение летного состава по инициативе генерала Е.Я.Савицкого стали направлять совсем молодых летчиков с налетом 20-30 часов. К этому времени у многих китайцев летная практика на МиГ-15 и МиГ-15бис уже была больше. Такие действия командования ВВС СССР, иногда прямо называемые «ошибкой Главкома», немедленно сказались на ходе и результатах воздушных схваток. Существенно возросли потери, к тому же с марта 1952 г. американцы перешли на тактику блокирования аэродромов на территории КНР. Они их не штурмовали, это было чревато международным скандалом и санкциями, но группы «Сейбров» постоянно выступали в роли «дежурных по аэродрому» и, отслеживая МиГи на взлете и посадке, нередко их сбивали. Деблокирование путем вызова групп «чистильщиков» с соседних аэродромов отнимало немало сил и средств. Сбитые при этом и попадавшие в плен американцы считались уже не военнопленными а, по китайским меркам, политическими преступниками.

Тем не менее говорить о том, что к весне 1952 г. мастерство китайских летчиков поднялось до уровня советских, было еще рано. Штаб ОВА и ВВС НОАК последовательно вводили в бои свои новые подразделения, которые постепенно набирались опыта у своих уже обстрелянных товарищей и у наших летчиков. И пилоты, и командование учитывали основные ошибки - еще не было четкой координации действий, своевременно не получали информацию о появлении в воздухе американских самолетов, чтобы в результате строй группы оперативно готовился к отражению атак. Всего с сентября 1951 г. по март 1952 г. китайцы в боях в небе Кореи использовали полки и эскадрильи из девяти истребительных и двух бомбардировочных дивизий. Они заявили о 123 сбитых и 43 подбитых самолетах врага, при этом о своих потерях умалчивают. Своей главной задачей штаб ОВА считал борьбу за частичный контроль воздушного пространства к северу от реки Циньчуаньцзян.

Об относительном «выравнивании» боевого мастерства наших и китайских летчиков может служить история с описанием уничтожения 10 февраля опытного американского летчика-аса, командира 334-й аэ 4-го иак майора Дж.Дэвиса. К последнему бою на его счету уже было 7 побед в небе Второй мировой и 12 побед в Корее (лучший результат в ВВС США). К тому же накануне Дж.Дэвис, по некоторым данным, сбил молодого летчика ст. лейт. И.Троицкого - это была первая с начала боев потеря в 16-м иап и в 97-й иад.

И вновь здесь просто необходимо изложить несколько версий этого боя. «Красные дьяволы...» сообщают, что 10 февраля сначала на боевое задание ушли летчики 2-й аэ 16-го иап, ведущий - комэск Г.К.Зенов. Они вступили в бой с группой «Сейбров» в районе Анжу. По воспоминаниям замкомэска П.В. Минервина, «воздушный бой возник неожиданно. Группа самолетов противника, видимо, шла за облаками и решила выйти под облака. «Сейбры» последовательно стали выходить в «окно» парами, а тут как назло для них внизу под облаками оказалась наша группа. Хочешь не хочешь, а вступить в бой надо - завязалась «карусель». Высота была средняя тысяч 7000-7500. Сначала я поблизости не видел «Сейбров», потом вдруг из-за или из-под облаков пара F-86 вышла впереди моего самолета. Причем у одного из них были выпущены тормозные щитки, видимо, летчик гасил скорость. Я добавил газу и увеличил скорость, сблизился с ним и одним залпом из трех пушек под ракурсом 1/4 дал длинную очередь. «Сейбр» резко опустил нос и с черным шлейфом дыма пошел к земле. Недалеко от береговой черты Корейского залива он ударился в землю и взорвался...» В том же бою еще один F-86 подловил под облаками ст. лейт. А.Н.Иванов.

В тот же день бой с группой Дж.Дэвиса провели летчики 148-го гиап. По рассказу участника боя командира 2-й аэ капитана Л.И.Савичева, «всего в составе группы было 22 экипажа. Летели «этажеркой», ниже всех летела 1-я аэ капитана Моторина, чуть выше шла шестерка моей 2-й аэ, а еще выше летела 3-я аэ майора Дудниченко. Вел всю группу заместитель командира полка подполковник Замарашкин. Летели мы на прикрытие Супхун ГЭС под облаками. Неожиданно из облаков выскочила пара «Сейбров» и, не видя выше себя самолеты моей 2-й аэ, пошла в атаку на самолеты 1-й аэ, которая шла ниже всех. Тут же на помощь я повел свою шестерку и зашел в хвост удачно подвернувшихся «Сейбров» и метров с 800 стал бить по ведущему «Сейбру». Вдруг я увидел падающие возле меня гильзы от снарядов откуда-то сверху, подняв голову увидел, что чуть впереди и выше меня летит МиГ моего замполита старшего лейтенанта Аверина Михаила и тоже бьет по «Сейбру». Его огонь был более точен - от киля «Сейбра» полетели обломки и он перешел в пикирование, вскоре врезался в землю, а его ведомый удрал. Через два дня пришло подтверждение о сбитии аса Джорджа Дэвиса и его сбитие засчитали Михаилу Аверину».

Группа вернулась в Аньдунь без потерь.

Предыдущая Оглавление Следующая