Оглавление Следующая

ОТТО ЛИЛИЕНТАЛЬ И ЕГО СВЯЗЬ С РОССИЙСКИМИ ПИОНЕРАМИ АВИАЦИИ

А.П. КРАСИЛЬЩИКОВ

Пионер авиации Отто Лилиенталь (рис. 1) родился 23 мая 1 848 г. в городке Анклам в Померании. В 1856-64 гг. он обучался в местной гимназии. Вместе со своим братом Густавом 13-летний Отто смастерил примитивные крылья, на которых братья безуспешно пытались полететь (рис. 2).

LilRu002.jpg LilRu001.jpg
Рис. 1. Пионер авиации Отто Лилиентоль (1848 - 1896). Рис. 2. Отто и Густав Лилиенталь.

В 1864-66 гг. Отто посещает ремесленное училище в Потсдаме, а в 1867-68 гг. обучается в промышленной академии. Там он делает первую попытку создать орнитоптер - летательный аппарат с машущим крылом. Три пары крыльев, составленных из жалюзиподобных элементов, приводились в движение ногами человека, стоящего вертикально. При движении крыла вверх клапаны-полосы опускались, свободно пропуская воздух, а при обратном движении - закрывались. Эти опыты показали недостаточность мускульной силы человека для выполнения машущего полета.

Работая в 1871-72 гг. на машиностроительном заводе Вебера, а в 1872-80 гг. - инженером-конструктором машиностроительного завода Хоппе в Берлине, он продолжал изучение полета птиц. В 1873 г. О. Лилиенталь делает свой первый доклад по теории полета птиц в Потсдамском ремесленном объединении.

В 1878 году в возрасте 30 лет Отто Лилиенталь женился и занялся устройством машиностроительной мастерской. Проектируя легкие двигатели, Лилиенталь изобрел особую систему паровых котлов, в которых вода, проходя сквозь сильно нагретую спиральную трубку, в виде пара выходила с другой стороны. Улучшение материального положения позволило Отто Лилиенталю продолжить исследования полета птиц и перейти к практическому осуществлению придуманного им способа летания. В 1889 г. он издает свой фундаментальный труд "Полет птиц как основа авиации" (в русском переводе Е.С. Федорова 1905 года - "Полет птиц как основа искусства летать"). В этой книге приведены многочисленные расчеты по теории машущего полета, а также описание экспериментальных установок (рис. 3), на которых О. Лилиенталю удалось измерить сопротивление и подъемную силу крыльев. В результате исследований им были построены поляры моделей крыльев, впоследствии названные его именем (рис. 4). Одним из важных результатов было экспериментальное подтверждение того, что подъемная сила вогнутого крыла больше по сравнению с подъемной силой плоского крыла.

Пристальное и углубленное изучение полета птиц приводит О. Лилиенталя к чрезвычайно плодотворной идее: прежде чем строить аэроплан, необходимо сначала научиться летать, паря, как птицы. Построить удачный планер и научиться летать на нем - значит решить большую часть проблемы в создании самолета. Как писал в 1898 году Н.Е. Жуковский; "Я думаю, что путь исследования задачи воздухоплавания с помощью скользящей летательной машины является одним из самых надежных. Проще прибавить двигатель к хорошо изученной скользящей машине, нежели сесть в машину, которая никогда не летала с человеком". И с 1891 г. Отто Лилиенталь приступает к регулярным тренировочным полетам на балансирных планерах, которые он строит вместе с братом Густавом (рис. 5).

В 1893 г. для своих полетов Лилиенталь сооружает летную станцию в Штиглице под Берлином на холмах в Риновере (рис. 6). А на следующий год - в Гросс-Лихтерфельде (вторая станция от Берлина по Лейпцигской дороге), где он купил имение. Там он сооружает искусственный холм высотой 15 метров, а затем увеличивает его до 30 м (рис. 7). Этот холм имел со всех сторон одинаковые скаты с наклоном в 15 градусов, чтобы всегда можно было выбрать направление полета навстречу ветру. На вершине было сооружено хранилище для планеров различной конструкции.

Полеты с горки в Лихтерфельде длились 13-15 секунд. В безветренную погоду по горизонтали планер пролетал около 100 метров (рис. 8). При умеренном встречном ветре удавалось пролететь до 250 м. Слегка наклонив крылья вниз, Лилиенталь набирал скорость, а затем, увеличив угол атаки крыла, набирал высоту и снова повторял волнообразный полет до приземления. В этот момент он снова увеличивал угол атаки крыла, смягчая приземление, т.е., как говорят летчики, совершал "воронью посадку". "При таком парении, - писал О. Лилиенталь, - совершенно не требуется затрат энергии и нужно только с помощью перемещения центра тяжести управлять аппаратом... Опускание же на землю не представляет большего труда, чем соскакивание со стула".

LilRu003.jpg LilRu004.jpg
Рис. 3. Схемы экспериментальных установок О. Лилиенталя для измерения сопротивления и подъемной силы крыла. Рис. 4. Поляры плоской и вогнутой пластин.

Оглавление Следующая