В 1893 г. - после двух лет почти ежедневных полетов и экспериментов с различными конструкциями Лилиенталь построил планер, которым остался доволен: в нем удачно сочетались размеры и управляемость. Отто назвал его "стандартным планером" и начал строить его для продажи. Это был моноплан с размахом крыльев 7 метров, с максимальной хордой - 2,5 м, с хвостовым оперением, располагавшимся на бамбуковом стержне и представлявшим горизонтальную и вертикальную неуправляемые поверхности - то, что в современной терминологии именуется стабилизатором и килем без рулевых поверхностей. До своей гибели Лилиенталь построил 18 таких планеров. "Стандартный планер" стал первым в истории авиации серийным летательным аппаратом. Стоимость "стандартного планера" была невысокой - 200 марок, чуть больше стоимости велосипеда. Конструктор надеялся, что у него появятся последователи. В настоящее время известны некоторые его покупатели:
Рис. 5. Чертежи планера О. Лилиенталя.
В течение 1891 - 1895 гг. О. Лилиенталь совершил около 2000 полетов на планерах различной конструкции. За эти годы его полеты наблюдали и фотографировали сотни людей. В Г895 г. его посетили такие видные исследователи в области авиации, как П. Пильчер, С. Лэнгли, Н.Е. Жуковский.
Осенью 1895 г. по приглашению Отто Лилиенталя Николай Егорович Жуковский посетил его на полетах, вместе с ним были два русских техника (один из них - стажер Н.А. Артемьев), немецкий фотограф, англичанин и американец. В этот день Отто Лилиенталь выполнял полеты на планере-биплане (рис. 9) при ветре от 7 до 9 м/сек.
По прибытии в Москву Н.Е. Жуковский опубликовал статью "Летательный аппарат О. Лилиенталя", в которой описал конструкцию планера. За все годы полетов только два раза полеты Отто Лилиенталя были неудачными.
Весной 1894 г. О. Лилиенталь начал испытывать новый тип планера - с так называемым "предкрылком" (рис. 1 0). Это была подпружиненная дугообразная поверхность, установленная снизу и спереди вдоль всего размаха крыла. Лилиенталь предполагал, что она, изгибаясь в зависимости от встречного потока воздуха, будет автоматически выводить планер из пикирования. Но в полете произошла авария. Вот как он ее описал: "При одном из полетов с большой высоты случилось так, что слишком сильный наклон моего тела назад переместил центр тяжести настолько, что вследствие утомления я не мог исправить руками положение крыльев, Я был на высоте 20 метров над землей и летел со скоростью 15 метров в секунду, когда аппарат стал запрокидываться и, благодаря запасу живой силы, подниматься все выше. Я судорожно держался за крылья и не видел ничего, кроме голубого неба с белыми облаками, ожидая момента, когда аппарат совершенно опрокинется, и тем, может быть, навсегда закончатся мои опыты. Однако же он вдруг остановился в своем подъеме, описал небольшую дугу назад, подобно осеннему листу, падающему с ветки, затем его хвост резко поднялся, он встал как бы вниз головой и ринулся вертикально на землю.
С полным сознанием, протянув вперед руки, все еще держась за аппарат, я падал в зеленую траву. Удар - и я оказался на земле под аппаратом. Последствиями падения была лишь небольшая рана с левой стороны головы и вывих левой руки. Что касается аппарата, он, как ни странно, оказался целым. Он, как и сам я, обязан своим спасением тому обстоятельству, что спереди крыльев мною как раз в день этого полета устроена была эластичная дуга из дерева".
![]() |
![]() |
Рис. 6. О. Лилиенталь на вершине Риноверского холма | Рис.7 |