Предыдущая Оглавление 

После войны союзники допрашивали Бара с целью узнать его мнение о Ме-262:

"Пересев на Me 262, мы почувствовали себя совершенно иначе, мы получили преимущество над всеми истребителями союзников. Реактивный самолет превосходил любой поршневой. Мы могли принять бой, а могли избежать его. Мы принимали решение. Преимущество Ме-262 в скорости и вооружении являлось решающим в воздушном бою. Правда, все эти преимущества действуют только в случае надежной работы обоих двигателей. Наибольшие проблемы нам создавали истребители союзников, которые вели нас до дома и расстреливали над аэродромом, когда мы приземлялись."

Бар хорошо знал, о чем говорил. А очередной раз он продемонстрировал достоинства реактивной техники над поршневой (равно, как уровень своего мастерства) 19 апреля, когда сбил два "Мустанга". В этот день USAAF действительно сообщили о потере двух "Мустангов": одного из 354-й истребительной группы и одного из 364 истребительной группы. Бар в тот день летал на самолете зав. № 110559 с бортовым номером "13" красного цвета. Это были последние победы аса в составе III/EJG 2.

Боевое применение Ме-262, несомненно, было успешным. Самолет продемонстрировал преимущество над всеми самолетами союзников, но несколько сот реактивных истребителей не могли ни существенно повлиять на результаты войны в воздухе, ни остановить наступление войск неприятеля. Конец "третьего рейха" неотвратимо приближался.

Лекфельд эвакуировали 23 апреля непосредственно перед носом наступающих частей американской армии. Бар вместе с другими летчиками III/EJG 2 перегнал все исправные Ме-262 в Мюнхен-Рейм, где базировалось подразделение JV-44 Адольфа Галланда. Вместе с Ме-262 в Мюнхен перелетели несколько Не-162 из Erprpobungskommando-162, которую во второй половине апреля также перебросили в Ленкфельд из Рехлина. В литературе часто встречается мнение, что Бар руководил этим kommando в Рехлине, но это ошибка; он был командиром III/EJG 2, а подразделением Не-162 командовал только в момент его прибытия в Лекфельд.

Летчики из III/EJG-2 вовремя усилили JV 44. Как уже говорилось выше, в конце апреля эта часть лишилась полковника Иоганна Штейнхоффа, майора Баркхорна, полковника Гюнтера Лютцова и самого Галланда. Командование JV-44 принял Бар.

В конце апреля 1945 г. сомнений не оставалось - конец близок. Уже ничего не было, ни горючего, ни запчастей, ни приказов. Зато, как ни странно, Ме-262 хватало - их в JV-44 передавали из расформировываемых частей. 28 апреля пилоты Бара одержали единственную за день в JV-44 победу в воздушном бою - их жертвой стал Р-47. 29 апреля пилоты JV-44 совершили последний в истории подразделения боевой вылет, а Бар одержал свою последнюю победу в воздушном бою. Над Бад-Альбингеном он подстрелил "Москито", 221-й сбитый (по подсчетам самого Бара) самолет.

Me262031.jpg Me262032.jpg
Ме 262 Гейнца Бара Конец истории..

В JV-44 Бар летал на различных Me 262А-1. Упоминается о нескольких победах, одержанных Баром на Me 262А-la/Ul. Самолет с таким обозначением действительно существовал, у него вместо обычных четырех Мк 108 впереди стояли шесть разного типа: четыре MG 151/20 и две Мк 103. Бар утверждал, что на таком Me 262 атаковал "Москито" в JV 44. Впрочем, о шестипушечном "мессере" Бара уже упоминалось выше. Комбинированное вооружение себя не оправдало, было демонтировано, и самолет вернули к исходному виду.

В последние дни апреля 1945 г. JV 44 перелетела в австрийский Зальцбург. Там 5 мая личный состав получил приказ перебазироваться в район Праги и войти в состав JG-7 в качестве IV группы. Однако этот приказ выполнен не был. Зальцбург капитулировал перед войсками союзников. Когда к летному полю стали приближаться американские танки, Гейнц Бар отдал свой последний приказ: "Зажигайте Ме-262!" Окончание войны ас встретил в американском плену. За войну Гейнц Бар совершил около 1000 боевых вылетов, сбил на Восточном фронте 96 самолетов, остальные победы он одержал в боях с авиацией западных союзников. Летая на Me 262 он записал на свой счет 16 подтвержденных побед. В числе сбитых Баром самолетов 22 американских четырехмоторных бомбардировщика. Самого Бара сбивали 18 раз, 4 раза ас прыгал с парашютом.

Американцы хорошо понимали, каких пилотяг им удалось захватить. Вообще, пилоты Ме-262 котировались у победителей очень высоко. После нескольких предварительных допросов все офицеры JV-44 были погружены в транспортный самолет и вывезены в Англию. Их разместили в специальном лагере №7 в Бовингтоне. Большая часть вопросов касалась Ме-262. Бар и остальные рассказывали. Запираться уже не имело смысла: война была проиграна, союзники захватили значительное количество исправных Ме-262. Режим в лагере был довольно свободным. Все изменилось, когда пленных "выжали". Летчиков отправили на континент, в обычный лагерь военнопленных. Там условия были значительно хуже. Бара отпустили в середине 1947 г. Его возвращение в гражданскую жизнь стало непростым. Долгое время ветеран не мог найти работу. От былой "легенды Третьего Рейха" работодатели в ужасе шарахались. Бар перебрал множество невзрачных работ, пока в 1950 г. у него не появился шанс. Опытнейшего летчика-истребителя взяли пилотом в небольшой частный аэроклуб. 28 апреля 1957 г. Бар демонстрировал в Брауншвейге пилотаж на легком спортивном самолете. Неожиданно самолет на высоте 50 м перешел в штопор. Лучший ас реактивной авиации времен Второй мировой войны на глазах своей семьи нашел смерть в обломках самолета

Предыдущая Оглавление