Предыдущая Оглавление Следующая

На службе в дальнем зарубежье

 Болгария

Болгарские ВВС первыми из стран Варшавского договора получили новые истребители-бомбардировщики Микояна и оказались последними, кто их эксплуатировал из бывших государств ОВД. Болгарская авиация, оснащенная далеко не новой техникой, выглядела слабым звеном на фоне соседних стран социалистического блока. С усилением южного фланга НАТО и при издавна непростых отношениях с соседней Турцией потребовались меры по укреплению вооруженных сил. В Болгарии и Румынии отсутствовали постоянно дислоцируемые части Советской армии, с учетом чего командование Варшавского договора было заинтересовано в поступлении на вооружение стран современной военной техники. С середины 70-х годов началось обновление болгарских ВВС. МиГ-23БН стали первыми машинами третьего поколения, поступившими на вооружение страны, причем вскоре Болгария, единственная из стран-союзниц получила и высотные разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ.

Для переучивания на новую технику был выбран 25 ибап, оснащенный устаревшими МиГ-17 и базировавшийся на аэродроме в Чешнегирово (известном также как Садово), находящемся вблизи города Пловдив. Позднее, в 80-х годах, полк стал одной из наиболее престижных частей ВВС.

MiG27309.jpg

МиГ-23БН ВВС Болгарской народной республики

MiG27310.jpg

МиГ-23БН болгарских ВВС с опознавательными знаками нового образца

Летом 1976 года первая группа болгарских летчиков и техников была отправлена на переучивание в СССР. Первые "спарки" МиГ-23УБ начали поступать в Болгарию в октябре того же года, а первый полет болгарского летчика с советским инструктором состоялся в декабре. В ноябре 1976 года было получено четыре боевые машины, в декабре - две. В 1978 году поставки были продолжены и болгары получили еще 10 МиГ-23БН, в 1980 году - четыре, а в 1981 году пришла самая большая партия - 18 самолетов. Первая эскадрилья перевооружилась в течение 1977-1978 годов, а вторая в 1980-1981 годах. К этому времени на вооружении болгарских ВВС состояло 36 МиГ-23БН и 6 "спарок" МиГ-23УБ.

К началу 80-х годов полк продолжал интенсивную боевую подготовку и участвовал в различных учениях и маневрах, в том числе и в крупнейшем на территории Болгарии "Щит-82". В ходе его 30 самолетов, взлетая с малыми интервалами, наносили удары по разным авиационным полигонам. Кроме пушечного, бомбового вооружения и НАР довольно часто в учебных стрельбах до середины 90-х годов использовали и управляемые ракеты Х-23, причем было несколько пилотов, владевших в совершенстве этим оружием. Нередко они достигали лучших результатов, чем их коллеги на более совершенных Су-22М4 и Су-25K, применявших новые X-25МЛ и Х-29 с лазерными и телевизионными системами наведения. Помеховые станции СПС-141 использовались довольно редко. Все МиГ-23БН ВВС Болгарии были способны нести ядерное оружие, а несколько летчиков прошли курсы применения спецбоеприпасов. На учениях с полной боевой нагрузкой на предельном радиусе действия за один полковой вылет расходовалось 60-80 тонн бомб, 1200-1500 НАР, 6000-8000 патронов для пушки и сжигалось 120-140 тонн топлива.

В ходе эксплуатации болгары потеряли в авариях пять БНов (все летчики катапультировались). Произошла и одна катастрофа - ночью во время пилотажа в зоне самолет врезался в землю. Первая машина была потеряна в 1984 году - сразу после взлета возник пожар на самолете командира полка. Отказало управление и МиГ стал крутить неуправляемые бочки на малой высоте в непосредственной близости земли. Когда после очередного полного оборота самолет на миг принял нормальное положение, летчик майор Иван Дочев успешно катапультировался. Последняя авария произошла в августе 1994 года. Борт 49 выполнял облет после проведенных регламентных работ в ТЭЧ полка. В ходе полета возникло скольжение, произошло затенение воздухозаборника, приведшее к помпажу двигателя и забросу температуры, в результате чего возник пожар. Летчику ничего не оставалось, как покинуть машину. Кроме того, была потеряна и одна "спарка", когда из-за ошибки летчика экипаж катапультировался на пробеге. В этом полете заместитель командира полка и сам командир летали на МиГ-23УБ (борт 023) с целью испытания нового тормозного парашюта болгарского производства. Парашют был выпущен рано - высота была около десяти метров, самолет после касания земли "скозлил", замкомполка потянул ручки катапультирования, а в это время командир дал форсаж. После покидания машины она вновь поднялась в воздух, снова упала на полосу и едва не врезалась в два МиГа, стоявших возле ТЭЧ с полной заправкой топливом в ожидании облета.

Предыдущая Оглавление Следующая