Предыдущая Оглавление Следующая

MiG27311.jpg

Демонстрация арсенала МиГ-27БН на болгарской авиабазе

В полку имел место случай взлета МиГ-23БН с крылом в положении 72°. Летчик в конце необычно длинного разбега понял свою ошибку и перевел крыло во взлетное положение, что позволило ему в самый последний момент оторвать машину от земли.

В 1984 году на вооружение ВВС Болгарии стали поступать первые Су-22М4, а с 1986 года и штурмовики Су-25. Несмотря на значительно расширившиеся боевые возможности новой техники, МиГ-23БН не отошли на второй план, и продолжали интенсивно эксплуатироваться наряду с новыми машинами. Полк стал "фабрикой генералов" - из командиров полка, летавших на МиГ-23БН в 80-х годах, четверо стали генералами, а два - заместителями командующего ВВС.

В связи с реформой ВВС Болгарии, предпринятой в 1994 году, полковая организация сменилась соответствующими авиабазами и полк стал 25 истребительно-бомбардировочной базой.

Подошедший к этому времени к концу установленный календарный ресурс (15 лет) для МиГов первой партии стал причиной списания значительного числа самолетов. Первоначально установленный ресурс самолета до первого среднего ремонта составлял 500 часов налета или 7 лет эксплуатации (для машин, выпущенных с конца 1976 года). Позднее межремонтный ресурс был увеличен, а технический ресурс по новым бюллетеням был продлен до 17 лет или 1500 часов. Для этого они прошли детальное обследование, в ходе которого хвостовая часть и шасси подверглись рентгеновскому контролю. В конечном итоге, в Болгарии на нескольких самолетах был проведен и второй капитально-восстановительный ремонт, за счет которого технический ресурс был увеличен до 2250 часов или 25 лет службы.

Договор о сокращении обычных вооружений в Европе также внес свою лепту в уменьшение парка машин (в нелетное состояние были приведены 4 МиГ-23БН). Попытки продлить срок эксплуатации оставшихся самолетов еще на 8 лет за счет второго капитально-восстановительного ремонта привели лишь к восстановлению нескольких машин. Поэтому планом очередной реформы вооруженных сил Болгарии предусматривается полный вывод из состава ВВС МиГ-23БН . Весной 2001 года самолеты еще летали: раз в неделю в воздух поднималась боевая машина и "спарка", но летом "БНы" были поставлены на прикол. На начало 2002 года намечалось их полное списание.

Общий налет МиГ-23БН и МиГ-23УБ Чешнегировского полка за 25 лет составил более 60000 часов, за время которых было выполнено 61500 посадок. Было выполнено 1050 регламентных работ и заменено 410 двигателей. В конце 2000 года болгарское Министерство обороны предложило продать 16 МиГ-23БН в музеи и частные коллекции на западе, но до сих пор ни один из БНов так и не был востребован.

ГДР

С учетом продолжавшегося противостояния с НАТО советское военное руководство придавало большое значение ударным авиационным силам, которые бы поддержали действия наземных войск. Самым конструктивным образом это проявилось в усилении ВВС стран Варшавского Договора боевыми вертолетами и истребителями-бомбардировщиками.

ВВС ГДР в конце 70-х годов имели в своем составе одну истребительно-бомбардировочную эскадру JBG 37 "Клемент Готтвальд" (сформирована 1 октября 1971 года), на вооружении которой состояли уже далеко не новые МиГ-17Ф, приспособленные для атак наземных целей. Они были доработаны немцами на авиаремонтном заводе в Дрездене в 1973 году с подвеской под крыло на специальные пилоны двух блоков типа УБ-16 и дооснащались радиовысотомером малых высот РВ-УМ. В 1976 году на вооружении эскадры было 43 МиГ-17Ф и 14 МиГ-15 УТИ.

С целью их замены на более совершенную технику в 1979 году началось перевооружение эскадры на новые МиГ-23БН. МиГ-17Ф продолжали параллельно эксплуатироваться до 1983 года (к этому времени их оставался 21 самолет). Эскадра в составе двух эскадрилий базировалась на юго-востоке страны в Древице, у границы с Польшей. Там же дислоцировалась и истребительная эскадра JG 7 "Вильгельм Пик" на МиГ-21.

Всего в ГДР были поставлены 22 боевые машины. В июле 1979 года были получены четыре самолета, в 1980 - 12, и последние шесть - в 1981 году. Четыре двухместных МиГ-23УБ были переданы в Древиц из JG 9, позднее были получены еще 2 новые "спарки". Переучивание немецкие летчики проходили во Фрунзенском Центре подготовки.

Предыдущая Оглавление Следующая