Предыдущая Оглавление Следующая

MiG27338.jpg

Ланкийский МиГ-27 с полной боевой нагрузкой

К лету 2000 года при посредничестве украинского "Укрспецэкспорта" удалось договориться о поставке партии МиГ-27М - поначалу одного звена "на пробу", а затем, по результатам опробования в боевых условиях, оговаривалась и возможность расширения заказа. Как и "Кфиры", самолеты с базы хранения Львовского АРП были не новыми и простояли на консервации по 7-8 лет. Однако они прошли восстановительный ремонт, переборку после расконсервации и обладали солидным ресурсом, а бортовое оборудование и ПрНК после настройки и тестирования работали безукоризненно.

Детали сделки официально нигде не комментировались, однако 25 июня 2000 года первые два МиГ-27М на борту транспортного Ил-76 были доставлены получателю. Через неделю, 2 июля 2000 года, тем же путем доставили следующие две машины. После сборки и облета командированными с Украины летчиками четверка МиГ-27 вступила в строй. Машины разместили на авиабазе в Катунайаке, рядом с международным аэропортом Коломбо. Других подходящих аэродромов с ВПП, пригодной для полетов боевых самолетов, на острове просто не было, и здесь же базировалась десятка "Кфиров", вместе с которыми МиГам предстояло включиться в боевую работу. Потребность в них была настолько велика, что дебют МиГ-27 на острове состоялся уже 8 августа. Целями служили лагеря боевиков на полуострове Джафна,а от контролируемой тамилами территории аэродром отделяли всего 160 км, которые самолеты преодолевали за 10 минут полетного времени. Очевидно, что за столь короткий срок (всего месяц) не могло быть и речи о подготовке местных пилотов, для переучивания которых, к тому же, не было никаких условий - скромные возможности заказчика не позволили включить в группу хотя бы одну "спарку". По обоюдному соглашению обе стороны официально никак не комментировали факт участия в боевых действиях иностранных летчиков, отделываясь общими фразами о приглашении "инструкторов одной из восточноевропейских стран". Летчики-индийцы, имеющие богатый опыт эксплуатации МиГ-27, также не привлекались к работе в ВВС Шри-Ланки из-за разногласий сторон в тамильском конфликте (тамилы составляют значительную часть населения Индии, и "Тигры" не раз заявляли о желании присоединиться к ее штату Тамилнад, населенному единоверцами). Обычной практикой последних лет стало участие бывших советских летчиков в войнах и конфликтах в самых разных уголках света - как на договорной основе, так и частным образом оставшихся без работы дома авиаторов, причем особо преуспевающим в этой практике выступает МО Украины, предлагающее на экспорт не только военную технику, но и персонал.

MiG27339.jpg

Ланкийские МиГи в воздухе

В первых вылетах участвовали три МиГ-27М, выполнявших атаки НАР и бомбами. В ходе трехдневных ударов удалось уничтожить несколько бункеров-укрытий и лагерей боевиков. Эффективность вылетов оказалась достаточно высокой, хотя сами летчики и офицеры группы руководства, вылетавшие на контроль результатов, жаловались на сложность поиска целей и нанесения удара по скрытым в джунглях объектам. Как отмечал командир 10-й эскадрильи, руководивший всей боевой авиагруппой, "мы часто не знаем, кто наш враг - мы его просто не видим. Бомбить "Тигров" непросто, и мы стараемся убедиться, что у наших целей не будет мирного населения, их жилищ и храмов. Вы поймете, каково это, если когда-нибудь пробовали подхватить рис палочками для еды".

Весьма эффективным в такой обстановке оказалось использование ПрНК-23М, в память которого перед вылетом заносились координаты целей и маршрут. Его возможности оценивались очень высоко, причем работа комплекса стало настоящим открытием для местных летчиков, большинство из которых после службы в ВВС стран Европы и ЮАР имели богатый опыт эксплуатации боевой авиатехники. Попав по найму в авиацию Шри-Ланки, западные пилоты с удивлением отмечали, что далеко не новый советский самолет обладает внушительными характеристиками, весьма надежен, а по условиям работы летчика в боевых режимах МиГ с пятнадцатилетним стажем качественно выделяется и на фоне более современных машин, в том числе "Ягуара" и "Торнадо". В числе достоинств называли удачное решение прицельной системы с визирной головкой С-17ВГ-1 с подвижной прицельной маркой и возможностями бомбометания и стрельбы в "автомате" и ручном режиме, обеспечение данных по дальнометрированию и непрерывное решение прицельной задачи бортовой ЦВМ. Командир 10-й эскадрильи, имевший на счету более 400 боевых вылетов на "Кфире", откровенно высказывался в пользу МиГ-27: "Я просто завидую этим летчикам, которые могут доверять великолепному бортовому компьютеру - "мозгу" системы, непрерывно отслеживающему ход полета и держащему в памяти цель".

Предыдущая Оглавление Следующая