С 2000 г. фирма ATG ведет разработку семейства дирижаблей "Скайкэт" грузоподъемностью 20, 200 и 1000 т. Дирижабль "Скайкэт" 20, способный перевозить платную нагрузку массой 20 т, может использоваться для патрулирования, а также перевозки пассажиров и различных грузов. По словам Манка, дирижабль "Скайкэт" 20 при финансовой поддержке правительства Великобритании мог бы быть разработан в течение 18 месяцев; программа летных и сертификационных испытаний может быть проведена в течение шести месяцев. Самый тяжелый дирижабль "Скайкэт" 1000 предлагается вооруженным силам для оперативной переброски воинских подразделений и техники.
Дирижабли семейства "Скайкэт" выполнены по схеме "катамарана". Между двумя оболочками находится силовая конструкция, к которой может крепиться отсек для перевозки пассажиров или грузов. В дирижаблях "Скайкэт" сочетаются свойства непосредственно дирижабля, аппарата на воздушной подушке и самолета. Почти 60% подъемной силы создается оболочкой, наполненной гелием, а 40% - за счет аэродинамики конструкции. На нижней части оболочки размещается надувное гибкое ограждение, обеспечивающее посадку на неподготовленную площадку, в том числе на воду. Модель дирижабля "Скайкэт" длиной 12,2 м прошла испытания на фирме ATG вблизи г. Бедфорд (см. фото).
Манк считает, что потенциальный рынок дирижаблей "Скайкэт" может составить несколько сотен единиц. Первым должен поступить в эксплуатацию дирижабль "Скайкэт" 20. Затем появится дирижабль "Скайкэт" 200, в разработке которого принимает участие румынская фирма IAR-Брашов. Наконец, в 2008 г. могут начаться летные испытания дирижабля "Скайкэт" 1000,интерес к которому проявляет армия США.
Другой разработкой фирмы ATG является высотный дирижабль-ретранслятор "Скайкэт", который может совершать длительный полет (до 5 лет) над определенным районом на высоте около 20000 м. Его силовая установка будет работать на солнечной энергии и аккумуляторных батарях. Целевая нагрузка дирижабля составит 1000 кг.
Израиль
БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ БОИНТ AH-64D "ШАРАФ"
Боевые вертолеты Боинг AH-64D "Апач Лонгбоу" ВВС Израиля будут называться "Шараф" (змей-искуситель). Боевые вертолеты израильских ВВС традиционного получают "змеиные" имена: вертолет Белл АН-1 называется "Зифа" (гадюка), Боинг АН-64А - "Петен" (питон). В дополнение к модернизации 12 состоящих на вооружении ВВС Израиля боевых вертолетов АН-64А в вариант АН-64D, Израиль закупит в США восемь новых вертолетов AH-64D. В 2000 г. в вариант AH-64D был переоборудован первый "Петен". На данной машине намечено провести отработку в бортовой комплекс ряда израильских систем, в частности бортового комплекса обороны фирмы Элисра (Elisra) в составе приемника предупреждения о радиолокационном облучении, приемника предупреждения о лазерном облучении, подсистемы предупреждения о пусках ракет и подсистемы постановки электромагнитных помех. На вертолеты AH-64D ВВС Израиля вместо штатной оптоэлектронной обзорно-прицельной системы TADS/PNVS планируется установить усовершенствованную обзорно-прицельную систему фирмы Локхид-Мартин, известную в армии США как М- TADS/PNVS (модернизированная система TADS/PNVS).
Переоборудование всех 12 вертолетов "Петен" в вариант "Шараф" намечено завершить к 30 июня 2003 г., поставка новых вертолетов "Шараф" намечена на 2005 г.
США
ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ-БОМБАРДИРОВЩИКА ЛОКХИД-МАРТИН/БОИНГ F/A-22 "РЭПТОР"
Сокращение количества планируемых к закупке истребителей F-22, вызванное отсутствием (по мнению экспертов США) после окончания холодной войны достойных противников для этого самолета побудило руководителей программы разработки расширить диапазон боевого применения. Изначально F-22 проектировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе, в настоящее время ведутся работы по созданию на базе исходного варианта истребителя-бомбардировщика F/A-22, что позволит увеличить количество закупаемых самолетов с 295 истребителей F-22 (возможно дальнейшее сокращение до 180) до 381 истребителя-бомбардировщика F/A-22. Во второй половине 2002 г. начались летные испытания самолета, оборудованного двумя подкрыльевыми пилонами для внешней подвески вооружения.
ПРОГНОЗ КОМПАНИИ ТИЛ ГРУП РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ВЕРТОЛЕТНОГО РЫНКА В 2002-2011 ГГ.
Компания Тил Груп подготовила очередной анализ мирового вертолетного рынка и перспектив его развития до 2011 г., используя собственные статистические данные и материалы, представленные ведущими вертолетостроительными фирмами. В отчете указывается, что вертолетостроение является важной составляющей частью мирового авиастроения, и его развитие в течение сравнительно большого периода отличалось стабильностью. Однако в последние годы американские вертолетостроительные фирмы подвергаются "беспрецедентной атаке со стороны европейских фирм, которые стремятся захватить вертолетный рынок". По данным компании Тил Груп, в 1992-2001 гг. в мире было произведено 7715 вертолетов общей стоимостью 51,7 млрд. долл. Если число построенных военных вертолетов незначительно превосходило количество гражданских, то по стоимости военные вертолеты значительно опережали гражданские - 40,9 млрд. долл. против 10,8 млрд. долл.