Предыдущая Оглавление Следующая

Оба "Апача" вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Пуль-и-Кандагаре, в 80 км от Пандшера. Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись лампочки аварийной сигнализации других систем. Летчик был вынужден немедленно сажать вертолет в долине. Харди также сумел лишь отойти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия. На "Апаче" полностью вытекло масло. Опытный пилот Джим Харди принял рискованное решение продолжить полет к Пуль-и-Кандагару. Фирма Боинг гарантирует работу вертолетных систем без масла в течение 30 минут, полет на поврежденном АН-64А занял 26 минут. Харди был представлен к награждению Летным крестом за заслуги.

Почти в одно время с "Апачами" повреждения получил вертолет UH-60 "Блэк Хок", на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолета. Летчик совершил вынужденную посадку.

В течения' дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолета АН-64А, а попадания в лопасти получили все семь "Апачей".

По эффективности воздействия на противника боевые вертолеты в бою 2 марта превзошли все другие типы летательных аппаратов, принимавших участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортными "Чинуками", 16 вертолетов АН-64А. Вертолеты доставили в Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброски.

Необходимость сил десанта в поддержке со стороны боевых вертолетов заставила командование привлечь к операции винтокрылую авиацию корпуса морской пехоты США. Недалеко от побережья Омана крейсировал десантный вертолетоносец "Бон Омм Ричард", имевший на борту боевые вертолеты AH-1W "Супер Кобра", тяжелые транспортные вертолеты СН-53Е и СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд корпуса морской пехоты). Вертолеты морской пехоты (пять AH-1W и три СН-53Е) появились в Шахикотом утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта вертолеты АН-1W совершили 217 боевых вылетов. С вертолетов AH-1W было выпущено 28 ПТУР 'TOY', 42 П7УР "Хеллфайр", 450 неуправляемых ракет калибра 70 мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам. Приоритетными целями являлись позиции минометов противника. СВВП AV-8B выполнили в ходе операции "Анаконда" 148 боевых вылетов, сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные 226-кг авиабомбы Мк.82. Транспортные вертолеты СН-53Е налетали в 191 полете 257 часов, они использовались для доставки грузов десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других вертолетов.

Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. В Шах-и-кот вертолетами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров. Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10А, АС-130, В-1, В-52, F-l5E, F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, "Рафаль", "Мираж 2000". Французские истребители-бомбардировщики "Мираж 2000" действовали с расположенной на территории Киргизии авиабазы Манас.

В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два вертолета МН-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США. Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения. На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL ВМС США. В районе высадки вертолеты попали в хорошо организованную засаду. Один "Чинук" получил сразу три попадания гранат РПГ, на вертолете вышла из строя гидросистема. Экипаж сумел отлететь на километр от места засады. Оба вертолета приземлились в долине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении поврежденного МН-47. Другой вертолет забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась пропажа одного младшего командира SEAL. "Лишний" десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили еще два вертолета МН-47 с десантом из военнослужащих 75-го полка рейнджеров армии США и подразделения сил специальных операций USAF. Эти вертолеты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта.

New03003.jpg

Высадка десанта во время операции "Анаконда"

Противник выждал пока вертолеты приземлятся, после чего по ним был открыт перекрестный огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и минометов. Один МН-47 моджахеды полностью уничтожили, второй сумел взлететь. Забрать экипаж и десант уничтоженного МН-47 не представлялось возможным из-за сильного огня. Полного разгрома американцам удалось избежать только благодаря занимавшим одну из окрестных высот австралийским спецназовцам. В течение 12 часов австралийцы наводили истребители-бомбардировщики, "ганшипы" и боевые вертолеты, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолетов. Вечером удалось успешно провести эвакуацию. Потери десанта составили шесть убитых и 11 раненых.

Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами позволяет говорить об утечке информации: засада была грамотно организована - выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела очки ночного видения, благодаря которым удалось подбить один вертолет МН-47 в темное время суток.

Операция "Анаконда" характеризуется дальнейшим ростом удельного расхода высокоточного оружия - до 70% от общего числа использованных боеприпасов ("Буря в пустыне" - 9%, воздушная кампания против Югославии - 29%).

Великобритания

ЗАКУПКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ЛОКХИД-МАРТИН F-35B

New03004.jpg

В сентябре 2002 г. правительство Великобритании объявило о намерении закупить 150 истребителей F-35B для ВВС и авиации ВМС в качестве замены СВВП 'Харриер". Предполагается, что самолеты морской авиации будут базироваться на двух запланированных к постройке авианосцах проекта CVF. Водоизмещение кораблей определено в 55 000 - 60 000 т. В перспективе не исключается возможность базирования на этих кораблях самолетов с обычным взлетом и посадкой.

ИССЛЕДОВАНИЯ ФИРМЫ ATG ДИРИЖАБЛЕЙ СЕМЕЙСТВА "СКАЙКЭТ"

В связи с финансовыми проблемами, возникшими у немецкой фирмы Карголифтер, занимающейся разработкой грузового дирижабля CL-160 и находящейся на грани банкротства, английская фирма ATG (Advanced Technologies Group) планирует создать Европейский дирижаблестроительный концерн по проектированию и производству пассажирских, грузовых и военных дирижаблей. Фирма ATG является акционерным обществом с общим капиталом 10,4 млн. долл. Она рассчитывает либо объединиться с фирмой Карголифтер, либо привлечь капиталовложения акционеров этой фирмы, число которых превышает 70000 чел. Фирма ATG ведет также переговоры с американскими фирмами (в частности, с фирмой Боинг) относительно создания военных дирижаблей. В то же время фирма Боинг сама изучает проекты дирижаблей фирмы Карголифтер. Командование ПВО североамериканского континента (NORAD) и армия США недавно запросили ассигнования на разработку опытного дирижабля для отработки соответствующих технологий. Специалисты NORAD считают, что 10 дирижаблей, патрулирующих на высоте 21000 м, достаточно для защиты территории от угроз с воздуха и моря. Фирма ATG, созданная в 1996 г. и возглавляемая исполнительным директором Роджером Манком (Roger Munk), в настоящее время проводит испытания небольшого дирижабля АТ-10, оснащенного двумя дизельными двигателями мощностью по 100 л.с. и предназначенного для использования в качестве патрульного, телевизионного ретранслятора и в рекламных целях. Двигатели установлены по бокам гондолы и приводят воздушные винты в поворотных кольцевых каналах. В гондоле размещаются два члена экипажа и 4 - 5 пассажиров. Дирижабль имеет мягкую оболочку длиной 41,4 м и максимальным диаметром 10,7 м, наполненную гелием. Объем оболочки составляет 2500 м3. На высоте 2750 м дирижабль AT-10 может развивать скорость до 110 км/ч. Максимальная продолжительность полета при патрулировании со скоростью 55 км/ч составляет 34 ч. Фирма ATG сообщила, что один такой дирижабль продан транспортной полиции Шанхая.

Предыдущая Оглавление Следующая