ЕВРОПА
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ ЭРМАККИ М-346
В начале июня 2003 г. на заводе фирмы Эрмакки состоялась презентация первого опытного учебно-тренировочного самолета (УТС) М-346, макет которого был показан на 45-й Парижской авиационно-космической выставке. Представители фирмы Эрмакки особо подчеркнули, что спустя 10 лет после появления первого опытного истребителя Еврофайтер EF2000 "Тайфун" в Европе построен новый военный самолет
Эрмакки М-346
Двухместный самолет М-346 является, по сути дела, вариантом российского УТС Як-130, в разработке которого принимала участие фирма Эрмакки. Однако фирма утверждает, что в конструкции самолета М-346 практически ничего не сохранилось от самолета Як-130. Итальянская сторона рассматривала самолет Як-130 как демонстрационный, предназначенный для отработки концепции, а не серийный. Внешний облик самолета М-346 в значительной степени напоминает самолет Як-130, хотя итальянская сторона считает, что есть значительные отличия. В частности, в корневой части крыла по носку имеются наплывы, которые в свое время предлагались для сверхзвукового УТС АТ-2000*. Фюзеляж самолета существенно заужен, а задняя кромка горизонтального оперения сделана прямой. Наличие наплывов позволило отказаться от диффузора на верхней части воздухозаборника, так как удалось практически устранить турбулентность в пограничном слое, повысив эффективность работы воздухозаборника на всех режимах, включая сверхзвуковые.
В соответствии с программой разработки стоимостью 500 млн. евро будет построено пять опытных самолетов М-346. Первый полет самолета №1 намечен на ноябрь 2003 г. Затем с интервалом в один год должны подняться в воздух самолеты №2 и №3, причем третий опытный самолет будет практически являться предсерийным. Четвертый и пятый самолеты предназначены, соответственно, для статических и усталостных испытаний. После заводских испытаний, объем которых должен составить 700 ч, самолеты будут переданы итальянским ВВС для сертификационных испытаний.
Фирма Эрмакки сообщила, что благодаря усовершенствованным технологическим процессам и более широкому использованию углепластиков в конструкции передней и задней секций фюзеляжа, масса пустого самолета М-346 составляет 4625 кг, что почти на 1000 кг меньше, чем у самолета Як-130. Самолет М-346 оснащен двумя ТРДД Ханиуэлл F124-GA-200 тягой по 2835 кгс**. Расчетная взлетная тяговооруженность самолета (при массе топлива 1000 кг) составляет 1,03, в результате чего длина разбега может составить 300 м, после чего самолет может перейти в режим набора высоты при скороподъемности 100 м/с.
Фирма Эрмакки рассматривает самолет М-346 как достаточно маневренный: он рассчитан на установившийся полет с углами атаки до 42° и скорость разворота 13 град/с при скорости, соответствующей числу М=0,8. По мнению фирмы, эти параметры лучше, чем у истребителя Еврофайтер "Тайфун" на форсажном режиме. Самолет М-346 оснащен цифровой четырехканальной ЭДСУ, архитектура которой в значительной мере соответствует системе управления самолета Еврофайтер "Тайфун".
Приборные доски в обеих кабинах экипажа оснащены плоскими многофункциональными цветными дисплеями и коллиматорными индикаторами на фоне лобового стекла (ИЛС). Ручки управления разработаны в соответствии с концепцией HOTAS.
Многие системы самолета М-346, включая систему жизнеобеспечения, могут быть использованы на учебно-боевом варианте, к разработке которого фирма Эрмакки планирует приступить после создания УТС.
* УТС АТ-2000 исследовался во второй половине 1990-х годов немецкой фирмой DASA при участии специалистов фирмы Эрмаккии.
** На опытном самолете Як-130 использовались два чешских ТРДД Поважске Строярне DV-2 тягой по 2200кгс.