Предыдущая Оглавление

NewCH006.jpg

Макет учебно-боевого самолета FTC-2000

NewCH007.jpg

Модель учебного сверхзвукового самолета L-15

В экспозиции выставки были отражены работы китайских специалистов и по созданию ракет класса воздух-воздух средней дальности. В дополнение к российской УР средней дальности Р-77 (получившей китайское обозначение SD-10) разрабатывается ракета аналогичного класса, известная под индексом PL-12 (или "проект 129"). В печати сообщалось, что в середине 2002 г. были произведены первые пуски SD-10 с борта многофункционального истребителя Су-30МКК (J-13) ВВС Китая. Поступление на вооружение ракеты PL-12 должно начаться несколько позже. УР этого типа предполагается включить в состав вооружения многофункционального истребителя китайской разработки J-10, который должен вступить в строй в 2005-2007 гг., а также легкого истребителя FC-1 (оба самолета могут нести и УР P-77/SD-10).

По сообщению средств массовой информации, ракета PL-12 создается при технической помощи российских специалистов. По аэродинамике она близка американской УР "Спэрроу" и оснащается двухрежимным твердотопливным двигателем китайской разработки. Диаметр корпуса ракеты - 203 мм, длина 3,85 м и стартовая масса 180 кг, что незначительно превышает соответствующие параметры УР Р-77. Активная радиолокационная головка самонаведения и взрыватель, используемые на УР PL-12 - российской разработки. Для увеличения дальности пуска ракеты возможно использование специальной навесной траектории.

Следует отметить, что с 1980-х годов в Китае велись работы по копированию американской УР средней дальности Рейтеон AIM-7 "Спэрроу" (получившей китайскую индексацию PL-10). Кроме того, была предпринята попытка наладить серийный выпуск по итальянской лицензии ракеты "Аспид", которой был присвоен индекс PL-11 ("Аспид" является итальянской модификацией ракеты "Спэрроу"). Около 100 УР этого типа было выпущено в КНР в конце 1980-х гг., но после событий в Пекине в июне 1989 г. Италия по политическим соображениям свернула военно-техническое сотрудничество с Китаем. В начале 1990-х гг. ракета PL-11 была интегрирована с китайским самолетом-носителем J-8-II, однако из-за незначительного числа поставленных ракет эти работы не получили дальнейшего развития.

Вместе с закупкой российских истребителей Су-27 (J-11) КНР в 1990-х гг. приобрела и ракеты средней дальности Р-27 с полуактивной радиолокационной системой самонаведения. В дальнейшем эти УР были включены и в состав вооружения китайского истребителя J-8-ПМ, выпускающегося в настоящее время серийно.

Следует остановиться и на росийской экспозиции "Эйршоу Чайна-2002". На стендах крупнейших производителей отечественной авиационной техники ("Авиавтоматика", "Аэрокосмическое оборудование", "Аэроприбор-Восход", "Радуга", "Полет", "Электроприбор", "МИГ", НИИП им. В.В.Тихомирова, "Салют", "Сатурн", "Сухой", "Прогресс", "Росвертол", "Темп", "Технокомплекс", "Камов", Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, завод им. Климова, КнААПО, "Звезда", "Радиоприбор", УОМЗ, УМПО, "Фазатрон-НИИР" и др.) демонстрировалась практически вся гамма изделий российского авиапрома, которая могла быть востребована китайскими партнерами.

На великолепно оформленном стенде "Сухого" в моделях демонстрировалась практически вся гамма самолетов этой прославленной фирмы, в частности, истребители Су-27, Су-27УБ и Су-30МК, поставляемые ВВС Китая. В печати сообщалось, что к ноябрю 2001 года Китай в рамках контракта на сумму 1,5 млрд. долл. получил партию из 38 самолетов Су-30МК. Вторая партия из 40 машин общей стоимостью 2 млрд. долл. должна быть поставлена в 2002-2003 гг. Наконец, в августе 2002 года было достигнуто соглашение о поставке третьей партии усовершенствованных самолетов Су-30МК с интегрированной в состав бортового вооружения противокорабельной ракетой Х-31А.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВЫХ УЧЕБНО-БОЕВЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА 'ЭЙР ЧАЙНА - 2002"

Тип самолета

FTC-2000

SY-1

L-15

Размах крыла, м

8,32

8,32

8,73

Длина самолета, м

14,55

14.08

12,08

Высота самолета, м

4,10

5.03

4,41

Площадь крыла, м2

25.15

-

-

Нормальная взлетная масса, кг

7800

8500

6500

Максимальная взлетная масса, кг

9800

-

9500

Масса топлива во внутренних баках, кг

2060

-

-

Максимальное число М

1,6

1,7

1,4

Практический потолок, м

16000

-

16000

Перегоночная дальность (с ПТБ), км

2500

-

-

Скорость неустановившегося разворота, град./с

_

30

_

Назначенный ресурс, ч

10000

Предыдущая Оглавление