Предыдущая Оглавление

Морские летчики тоже эксплуатировали «Тандерболты» и даже немного повоевали на них. Пионерами освоения «Тандерболта» в нашей морской авиации стали летчики 255-го полка, входившего в 5-ю минно-торпедную дивизию ВВС Северного флота. В октябре 1944 года в распоряжение флота поступили 12 P-47D-22. Один из них проходил войсковые испытания на аэродроме Ваенга-1. Летал инспектор по пилотированию капитан Богданов. В первую очередь интересовали возможности применения «Тандерболта» как истребителя-бомбардировщика для поражения береговых и надводных целей. На испытаниях самолет нес до трех ФАБ-250 или двух ФАБ-500. С двумя ФАБ-250 машина могла бомбить с пикирования (угол до 50 градусов) или работать как топмачтовик. По результатам испытаний сделали вывод, что «Тандерболт» вполне пригоден для дальнего сопровождения бомбардировщиков и торпедоносцев, бомбовых ударов с горизонтального полета и топмачтовым методом и для штурмовых действий по кораблям охранения.

Ниже приведена выдержка из «Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE «Тандерболт».

От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преображенского № 08489 от 13 ноября 1944 г.

Рапорт

Командующему ВВС ВМФ СССР Маршалу Жаворонкову

Докладываю, что по результатам испытания самолета P-47D-22-RE «Тандерболт» серийной постройки мною принято решение о вооружении одной эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами «Тандерболт».

Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:

1. Дальнее сопровождение бомбардировщиков.

2. Горизонтальное и маловысотное бомбометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет.

3. Атака кораблей охранения конвоев.

Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию: «Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50 самолетов».

13 ноября 1944 года командующий ВВС Северного флота отдал приказ вооружить P-47D-22 первую эскадрилью 255-го полка. К тому времени для нее прибыли на аэродром Ваенга 14 машин. Но приказ тогда не выполнили: заканчивалась подготовка к окончательному разгрому немцев в Заполярье, и выводить на период переучивания из строя боевой полк не решились. «Тандерболты» перегнали на аэродром Ягодник под Архангельском и там оставили.

Впоследствии в Москве решили перевооружить весь 255-й полк, направив туда еще 16 машин (в то числе типа D-27). В середине мая 1945 года началась массовая перегонка американских истребителей на север. К 20 июня в полку имелось уже 63 самолета (в том числе два неисправных).

Надо сказать, что летчикам 255-го полка нелегко давалось освоение «Тандерболта». Переход с легких и довольно маневренных «Аэрокобр» на тяжеловесные Р-47, по отзывам пилотов, выглядел «как смена торпедного катера на линкор». Местные остряки присвоили истребителю прозвище «Дубовый». Действительно, на нем запретили выполнение практически всех фигур пилотажа — переворотов, петель, бочек, крутого пикирования. Тем не менее эскадрилья успешно закончила переучивание и обрела боевую готовность. В период службы в 255-м полку «Тандерболты» даже приняли участие в съемках фильма «Остров Безымянный», где изображали немецкие «фокке-вульфы». Р-47 эксплуатировались на севере около года, потом их заменили находившимися на консервации «Аэрокобрами» и пустили на слом — раздавили трактором.

На Балтике, куда «Тандерболты» попали чуть позже, им довелось совершать боевые вылеты. Пять P-47D-22, первый из которых прибыл в ноябре 1944 года, вошли в состав 15-го разведывательного полка. Боевые вылеты начались в январе 1945 года. Четыре «Тандерболта» базировались в Паланге, а пятый — в Паневежисе. С середины января американские самолеты довольно интенсивно использовались для разведки в западной части Балтийского моря. Летали они как поодиночке, так и парами.

Осенью 1944 года машины начали направлять в ВВС Черноморского флота. К 1 ноября там уже имелось пять (по другим документам — три) Р-47. Но с вступлением Болгарии и Румынии в войну против немцев боевые действия на Черном море прекратились. На Тихий океан «Тандерболты» не поступали.

Часть американских тяжелых истребителей морская авиация сосредоточила в запасных полках и учебных заведениях, однако и там их карьера была недолгой. Самолеты передавали из одного места в другое. 30 «Тандерболтов» одно время числились за училищем им. Сталина, 20 — за Высшими офицерскими курсами. В конце концов почти все Р-47 сосредоточили на севере, где они и закончили свое существование.

Отдельные экземпляры долгое время (до середины 50-х годов) служили в качестве учебных пособий в ВВИА им. Жуковского и в МАИ в Москве, в ВВИА им. Можайского в Ленинграде.

Финальный баланс действий истребителей Р-47 «Тандерболт» в годы Второй мировой войны впечатляет:

Уничтожено в 546 000 боевых вылетах более 7000 самолетов противника, 9000 локомотивов и 6000 прочих транспортных средств. Летчики только одной, 56-й истребительной авиагруппы, одержали 1006 побед в воздушных боях, потеряв 128 самолетов.

P-47D и P-47N оставались на вооружении ВВС США еще в течение нескольких лет — в основном в составе стратегического, тактического командований и командования ПВО. Потом они поступили на вооружение частей национальной гвардии. В 1948 г их переименовали в F-47D и F-47N. Окончательно «Тандерболты» были сняты с вооружения в 1955 г.

P47132.jpg

Летчики, летавшие на «Тандерболтах», очень любили этот самолет. Их усилиями в Америке истребителю Р-47 поставлен памятник, на именной доске которого значатся все его боевые заслуги.

Предыдущая Оглавление