В первой половине 1944 г. в конструкцию Пе-2 внесли еще ряд небольших изменений. С 301-й серии переделали верхний люк стрелка-радиста: откидной козырек вынесли вперед за контуры люка. Но программа опытных работ, начатая Мясищевым в августе 1943 г., не дала практического результата. Наиболее близок к удаче был Пе-2Б, рекомендованный военными в серию. Его собирались сделать эталоном Пе-2 вначале на весь 1944 г., а затем на его вторую половину. Но испытывался он в НИИ ВВС в мае-июне 1944 г., когда уже летал куда более совершенный Пе-2И. И вот тогда Мясищев, Окулов и вместе с ними НКАП в целом совершили серьезную ошибку. Несмотря на требования военных, авиапромышленность фактически отказалась от внедрения трех основных "изюминок" Пе-2Б — новой кабины с установкой ФЗ, нового люка стрелка-радиста, открывающегося наружу и облегчающего оставление самолета, а также аварийной механической системы уборки тормозных решеток. Нарком Шахурин мотивировал решение тем, что скорое внедрение в серию Пе-2И, имевшего скорость 650 км/ч, решит все проблемы и сделает ненужным "промежуточный шаг" — Пе-2Б. Но мощный поток Пе-2И так никогда и не хлынул в строевые части, а десятки и может быть сотни экипажей "пешек" расплатились своими жизнями за это опрометчивое решение.
Увлеченный созданием Пе-2И, Мясищев не слишком переживал о крахе его августовской программы; не его вина была в том, что с Пе-4 и Пе-4А дела не пошли — подвели моторы и радиаторы, но от идеи Пе-2В и Пе-6 он отказался сам. С возвращением конструкторского бюро Мясищева в Москву связи с заводом № 22 и то влияние, которое главный конструктор мог оказывать на серийное производство, стали ослабевать. Поэтому можно с уверенностью сказать, что после середины 1944 г. в конструкцию массового Пе-2 вносились лишь относительно небольшие изменения, почти не сказывавшиеся ни на его внешнем облике, ни на летно-технических характеристиках.
Самолет вернулся на аэродром с разбитым рулем высоты
Исключением являлись две работы, выполненные совместно КБ и работниками завода № 22. Первая из них была связана с устранением потери скорости серийными самолетами (уже не в первый раз!) весной и в начале лета 1944 г.
В апреле-июне этого года в НИИ ВВС прошли контрольные испытания самолетов № 12/307, 1/338 и 1/333, которые показали максимальные скорости полета 496-515 км/ч. Причиной явилось снижение качества изготовления самолетов и изменение условий испытаний. В НИИ ВВС перестали специально готовить самолеты к испытаниям на максимальную скорость (раньше перед их проведением упоры и ухваты бомбодержателей убирали, отверстия для них и лючки заклеивали полотном, бортовые пулеметы снимали, а верхнюю и люковую установки устанавливали в походное положение). Теперь при испытаниях самолет летал в боевой конфигурации с оружием, подготовленным к отражению атаки истребителей. Кроме того, при обработке итогов испытаний стали учитывать явление сжимаемости воздуха. В результате данные серийных Пе-2 заметно ухудшились.
При массовом серийном производстве нередки были случаи, аналогичные произошедшему в августе 1944 г., когда два очень похожих друг на друга самолета из одной серии — № 12/373 и 17/373 — показали максимальные скорости, разнящиеся на 10-12 км/ч. Внимательное обследование машин натолкнуло на мысль, что все дело в моторах. Оказалось, что на самолете № 12/373 стояли моторы завода № 26, а на самолете № 17/373 — завода № 16. Поменяв местами моторы, убедились в верности предположения. Самолеты с моторами завода № 26 действительно летали со скоростями, в среднем на 10 км/ч большими, чем с моторами завода № 16. НКАП срочно принял меры по улучшению качества двигателей, и к концу года положение нормализовалось.
Внесенные во второй половине 1944 г. в конструкцию Пе-2 изменения были невелики. С 354-й серии уже большую часть машин стали оснащать индивидуальными выхлопными патрубками, с 359-й все самолеты оборудовались ими. С 382-й серии поставили более мощный пневмостартер. Менялись прицелы, радио- и кислородное оборудование, приборы, вносились мелкие аэродинамические усовершенствования. Например, с 410-й серии закрыли крышечками гнезда для установки перекидного пулемета ШКАС, а с 411-й заклеили лентами щели в зализах.
Пе-2 серии 359