В результате, установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.
25 января 1942 г. приказом Ставки ВГК № 0019 "в целях приближения авиационного руководства к авиационным полкам и лучшего использования ВВС Красной Армии"
была упразднена существующая дивизионная система управления полками армейского и фронтового подчинения, а вскоре было утверждено положение о командующем ВВС армий, по которому они становились заместителями командующего армии и одновременно членами Военных советов. С этого дня все авиационные полки Красной Армии, в том числе и штурмовые, подчинялись непосредственно командующим общевойсковых армий и ВВС фронтов.
Поводом для такого решения послужили результаты проверки штабом ВВС КА в январе 42-го боевой работы ВВС Западного и Юго-Западного фронтов. Эффективность применения авиации фронтов оценивалась командованием ВВС и Ставкой ВГК весьма и весьма невысоко. В директиве командующего ВВС КА генерала П.Ф. Жигарева № 14501/12153 от 25.01.42 г. указывалось, что:
"...Использование авиации фронтов, учитывая ее ограниченное количество, в настоящее время осуществляется неправильно. Командующие военно-воздушными силами фронтов вместо целеустремленного массированного использования авиации на главных направлениях против основных объектов и группировок противника, препятствующих успешному решению задач фронта, распыляют средства и усилия авиации против многочисленных объектов на всех участках фронта. ...Массирование действий авиации со стороны командующих военно-воздушными силами фронтов в интересах намеченных операций проводится нерешительно или вовсе отсутствует".
К сожалению, принятые командованием ВВС КА и Ставкой ВГК по результатам проверки решения оказались ошибочными. Предложенные организационно-штатные изменения ВВС привели к еще большему распылению сил авиации и к существенному снижению ее боевой эффективности. Новая структура ВВС и система управления авиасилами создавали предпосылки к тому, чтобы в то время, когда одна часть авиации вела напряженные бои, другая фактически бездействовала, и в лучшем случае решала боевые задачи с гораздо меньшим боевым напряжением или при большом налете выполняла второстепенные задания. Организация массированных действий авиации на главных направлениях в масштабе фронта резко "усложнилась, а подчас стала практически невозможной.
Указанные недостатки в организации действий ВВС КА не замедлили негативно сказаться на положении наземных войск. Требовались решительные шаги по объединению всех имевшихся на фронтах сил авиации в оперативные объединения и введение централизованного управления ВВС КА. Последнее обеспечивало бы быстрое формирование необходимых авиационных группировок на конкретных операционных направлениях не за счет авиарезервов Ставки, как это было раньше, а главным образом за счет межфронтового маневрирования силами авиационных оперативных объединений.
15 марта 1942 г. командующий ВВС КА генерал П.Ф. Жигарев доложил Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину разработанные штабом ВВС предложения по совершенствованию организационной структуры и управления авиасилами Красной Армии.
С целью устранения организационной раздробленности и повышения эффективности применения авиации штаб ВВС предлагал ввести единое управление ВВС и создать крупные авиационные оперативные объединения.
Поводом для такого доклада послужили принятые ГКО решения о создании 10 ударных авиагрупп смешанного состава (по 6-8 авиаполков каждая) резерва Ставки ВГК, предназначаемых для усиления ВВС фронтов, и получение штабом ВВС соответствующей директивы Генерального штаба, определяющей порядок и сроки формирования таких авиагрупп. В то же время обстановка на фронтах требовала незамедлительного изменения взглядов на организацию авиарезервов и управления ВВС.
В начале апреля на имя И.В. Сталина последовал еще один доклад "О реорганизации ВВС Красной Армии", в котором П.Ф. Жигарев и штаб ВВС настаивали на скорейшем изменении структуры ВВС и системы управления.
Как проходило обсуждение этого доклада в Государственном Комитете Обороны и Ставке ВГК сейчас сказать трудно, но 11 апреля 1942 г. командующий ВВС КА генерал-полковник авиации П.Ф. Жигарев был снят с должности, а вместо него назначен генерал-полковник авиации А.А. Новиков. Вскоре после этого Ставкой были приняты все необходимые решения, позволявшие ликвидировать организационную раздробленность авиации и приступить к созданию авиационных объединений и соединений.
Приказом Наркома обороны № 0081 от 5 мая 1942 г. была создана 1-я воздушная армия. В течение 1942 г. были реорганизованы в воздушные армии все остальные ВВС действующих фронтов.
В общевойсковых армиях было оставлено по одному смешанному авиаполку для прикрытия расположения штаба армии с воздуха, ведения воздушной разведки, а главным образом для связи и управления. В дальнейшем эти полки были реорганизованы в авиационные эскадрильи и звенья связи при штабах общевойсковых армий.
В это же время было принято решение о создании авиационных корпусов. Однако авиапромышленность не могла обеспечить поставку боевых самолетов в количествах, необходимых одновременно для формирования авиакорпусов и пополнения убыли в действующей армии. В резерве ВГК современных боевых самолетов было также мало. Только после накопления необходимого количества боевых машин в неприкосновенном фонде Главного командования приказом Наркома Обороны от 26 августа 1942 г. под руководством Военного Совета ВВС КА началось формирование авиационных корпусов (истребительных, штурмовых и бомбардировочных) Резерва ВГК.
Авиакорпуса состояли из двух или более авиадивизий и имели в своем составе от 120 до 270 самолетов. Вооружались авиакорпуса РВГК только новыми типами самолетов. Вначале создавались как однородные, так и смешанные корпуса (одна-две шад или бад и одна-две иад). Однако позднее смешанные авиакорпуса, как себя не оправдавшие, были заменены на однородные.
Одновременно с этим происходило переформирование в однородные смешанных авиадивизий и авиаполков.
Штурмовая авиадивизия теперь стала состоять (штат 015/145) из трех штурмовых авиаполков и одной отдельной штрафной штурмовой авиаэскадрильи.
Штурмовые авиаполки с 20-самолетного состава переводились на 32-самолетный состав (штат 015/282 - 3 эскадрильи, 32 пилота): по 10 самолетов в каждой эскадрилье и две машины в управлении полка (самолеты командира и штурмана полка).
Несмотря на увеличение численного состава штурмовых авиаполков, новые штаты штурмовых авиаполков оставались недостаточными и не отвечали требованиям войны. Боевой опыт показал, что эскадрилья из 10 самолетов уже на 3-4 день боев из-за потерь "выдыхалась" и обычно могла работать только шестеркой, что не позволяло комсоставу полков должным образом организовывать борьбу с ПВО противника, а также с его истребительной авиацией...
По общему мнению, требовалось штат штурмовой авиаэскадрильи увеличить до 12 самолетов (3 звена по 4 машины, 1 самолет у командира эскадрильи и один - у штурмана эскадрильи), а штат полков - до 45 Ил-2, одного Ил-2У и одного самолета связи. В этом случае авиаэскадрильи из 14 самолетов в основном работали бы восьмерками. Кроме того, два командирских Ил-2 являлись как бы резервными, что позволяло командиру эскадрильи продолжительное время строить боевые порядки эскадрильи в зависимости от задачи и обстановки. На 40-самолетный состав штурмовых авиаполков ВВС КА перешли только в 1944 г.
Отметим, что ВВС КА завершили войну примерно с такой же оргштатной структурой авиаполков, с которой люфтваффе начинали войну...