Результат авиационного удара по железнодорожному узлу
Уничтоженный авиацией пролет моста
Применение ПТАБ-2,5-1,5 по железобетонным ДОТ было малоэффективно. Последние были покрыты земляной обсыпкой, растительностью и т.д. Вследствие этого подрыв ПТАБ происходил на значительном удалении от бетонной поверхности и кумулятивная струя не наносила перекрытию каких-либо значительных повреждений.
Об эффективности стрелково-пушечного и ракетного вооружения Ил-2 по ДОТам говорить и вовсе не приходится.
Боевой опыт показал, что главным средством разрушения УР с железобетонными ДОТ являлась тяжелая артиллерия, главным образом гаубичные орудия калибра 152, 203 и 305 мм. В то же время разрушение опорных пунктов УР с сооружениями преимущественно полевой фортификации уже вполне было под силу авиации. Например, для разрушения ДЗОТ или бронедеревянной огневой точки необходимо было прямое попадание ФАБ-100 или подрыв ФАБ-250 на удалении 1,5-2 м.
Таким образом, основными типовыми целями на поле боя для штурмовиков Ил-2, как и прежде, оставались танки и САУ, бронетранспортеры и автомашины, артиллерия и минометы в непрочных полевых укреплениях и на открытых позициях, огневые точки (пулеметные и зенитные), а также неукрытая живая сила.
Оценки, основанные на анализе боевого опыта и результатах полигонных испытаний, показывают, что применительно к сложившимся условиям боев во втором и третьем периодах войны вероятность боевого успеха штурмовика Ил-2 в одном боевом вылете составляла: при атаке немецких САУ на базе легких танков - 0,17, средних танков - 0,06, тяжелых танков - 0,016, бронетранспортеров и бронемашин - 0,22, автомашин всех типов - 0,27, артиллерии и минометов на позиции - не более 0,16, переправы (наплавной мост ТМП) - 0,015.
Поиск эффективных форм оперативного применения авиации и наземных войск, обеспечивающих высокие темпы прорыва УР немецких войск и перерастание тактического успеха прорыва обороны противника в оперативный, привел к разработке теории авиационного наступления. Суть авиационного наступления заключалась в массированном и непрерывном воздействии на противника на всю глубину его оперативного построения на направлении главного удара своих войск фронта в тесном взаимодействии с ними.
Авиационное наступление делилось на авиационную подготовку атаки (предварительную и непосредственную), непосредственную авиационную поддержку атаки общевойсковых армий (сопровождение атаки) и непосредственную авиационную поддержку войск в ходе наступления (сопровождение наступления, в том числе обеспечение ввода в прорыв и дальнейших действий подвижных групп фронта).
Практически отрабатывая авиационное наступление, советское командование в соответствии с существующими возможностями штурмовой авиации ВВС КА несколько изменило и тактику боевого применения Ил-2.
На этапе подготовки к прорыву УР основными боевыми задачами Ил-2 являлись выполнение разведки и перспективной аэрофотосъемки переднего края и маршрутов движения танков и подвижных групп прорыва на всю глубину их действия.
На этапе непосредственной авиационной подготовки атаки в основу боевого применения Ил-2 легло его массированное использование на узких участках фронта на направлениях главного удара путем нанесения сосредоточенных ударов большими группами самолетов по целям на второй и третьей позициях главной полосы обороны противника. Артиллерия в это время уничтожала цели непосредственно на первой позиции.
Действия штурмовиков в обязательном порядке увязывались по времени и месту с массированными ударами бомбардировочной авиации. При этом если бомбардировщики в основном били по площадям "кувалдой", то штурмовики "работали" как хирурги скальпелем, уничтожая и подавляя лишь отдельные цели.
Для нанесения массированных ударов выделялось обычно до 25% наличных сил штурмовиков и до 80% бомбардировщиков фронтовой группировки.
Массированные удары штурмовики наносили полками и дивизиями. Число Ил-2 в ударных группах обычно составляло 60-80 машин, иногда и более.
Выход на цель осуществлялся в "колонне" групп по 4-6 Ил-2 с дистанцией между группами 400-600 м в правом или левом "пеленге". Ведущая группа, обнаружив цель, пикировала на нее всеми самолетами и после атаки шла по "кругу" для последующего захода на ту же цель. Остальные группы действовали по примеру первой. Таким образом, получался замкнутый "круг" из четверок или шестерок Ил-2. Время огневого воздействия на цели противника достигало от 30 минут до 1-1,5 часов.
Иногда, в условиях сильного противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии противника, "обработка" целей на передовой осуществлялась группами по 6-8 Ил-2, следовавших к цели в боевом порядке "колонна" групп. Каждая группа атаковывала цель одновременно всеми самолетами с пикирования в правом или левом "пеленге". К недостаткам этого способа можно отнести кратковременность пребывания штурмовиков над целью, что не позволяло надежно подавлять цели.