Основными задачами Ил-2 являлись уничтожение бронетехники, артиллерии и минометов, огневых точек, живой силы и "раскрытие" маскировки ДОТ и ДЗОТ с целью улучшения условий пристрелки для тяжелой артиллерии. Кроме этого, Ил-2 поручалось выполнение задачи по дезорганизации управления войсками противника путем нанесения бомбоштурмовых ударов по узлам связи и штабам противника.
При планировании действий штурмовиков над полем боя особое внимание уделялось обеспечению согласованности "работы" Ил-2 и фронтовой артиллерии. Дело в том, что над полем боя на нисходящей траектории ежеминутно могло быть до 200-300 снарядов разного калибра на 1 км фронта. А это могло привести к потерям среди штурмовиков.
В связи с применением крупных сил штурмовой авиации командирам дивизий и корпусов предстояло каждый раз решать проблему "тесноты" над полем боя. Эта проблема решалась главным образом путем изменения боевых порядков Ил-2 в зависимости от обстановки. От обычного правильного "круга" групп самолетов, при котором группы находились над территорией противника и своей территорией по 50% времени, переходили к вытянутому кругу: вдоль на ширину фронта армии (обычно до 8 км) и в глубину до 4-5 км. В этом случае удавалось за 1 час без помех друг другу четыре раза "пропустить" до 17 групп по 4 Ил-2 каждая. То есть пока артиллерия обрабатывала передний край противника, штурмовики успевали выполнить около 272 атак по целям на поле боя, обеспечивая непрерывное нахождение над противником большой группы "Илов".
Оценки показывают, что применительно к типовым условиям боев периода 1943-45 гг. группа в составе 60-80 Ил-2 в результате только одного массированного удара могла гарантированно подавить или уничтожить до 4-5 целей на переднем крае обороны противника. Учитывая, что средний расход ресурса Ил-2 на этапе непосредственной авиационной подготовки атаки составлял около 200-240 самолето-вылетов, немецкие войска могли понести урон в среднем до 15-16 типовых целей.
А такая эффективность "хирургических" действий Ил-2 в сочетании с результатами, показываемыми бомбардировочной авиацией и фронтовой артиллерией, уже была приемлемой и вполне обеспечивала успех первой фазы наступления наземных войск.
Например, 9 июня 1944 г. за сутки до перехода войск в наступление на Карельском перешейке (Выборгская операция) 13-я ВА силами 225 бомбардировщиков (60 Ту-2, 85 Пе-2 и 80 Ил-4) и 148 штурмовиков Ил-2 под прикрытием истребителей нанесла массированные удары по опорным пунктам противника в районе Старый Белоостров (цель № 12), озеро Светлое (цель № 14) и станция Райяйоки (цель № 21). Штурмовики двумя группами, по 80 и 68 машин каждая, нанесли сосредоточенные удары по главным целям - № 12 и № 14.
По этим же целям действовали 85 Пе-2 (цель № 12) и 80 Ил-4 (цель № 14), которые "работали" в общей колонне полков, а полки - в колонне эскадрилий с интервалами 750-1000 м и 300-500 м, соответственно. Сбрасывание авиабомб бомбардировщиками (в основном ФАБ-250 и ОФАБ-250) производилось с высот 1800-2500 м по сигналу ведущего.
Штурмовые авиадивизии наносили удары в боевом порядке полков с одного захода через 5-10 минут после удара по этим целям бомбардировщиков. "Илами" в основном применялись АО-25 и ОФАБ-100.
Плотность бомбовых ударов достигала 80-100 тонн на 1 км2 площади целей.
Всего в течение 9 июня бомбардировщики 13-й ВА совершили 510 боевых вылетов, а Ил-2 воздушной армии и ВВС КБФ - 235 боевых самолето-вылетов. В результате нанесенных ударов, как отмечается в донесениях наземных войск, "многие оборонительные сооружения и заграждения были уничтожены, а минные поля подорваны".
На следующий день, 10 июня, в период артиллерийской подготовки атаки наземных войск за 30 минут до начала атаки 13-я ВА совместно с авиацией Балтфлота вновь нанесла мощный массированный удар силами трех бомбардировочных авиадивизий (202 Ил-4, Ту-2 и Пе-2) по сооружениям трех ОП (цели №№ 12, 14 и 21), а вслед за ними силами двух штурмовых авиадивизий (138 Ил-2) по двум ОП в полосе главного удара (цель № 12 атаковали 76 "Илов", а цель № 14 - 62 "ильюшина").
По данным фоторазведки и донесениям сухопутных войск в результате этих ударов до 70 % полевых укреплений противника (траншея, деревоземляные ДОТ - 3-4 наката, плотность 6,3 ДЗОТ на 1 км фронта, всего 30 ДЗОТ) были полностью разрушены. В то же время практически вся огневая система обороны противника была полностью дезорганизована и подавлена штурмовиками.
Эффективность бомбоштурмовых ударов и максимальное приближение их по времени к моменту перехода войск в атаку в значительной степени содействовали прорыву обороны противника.
Как показал опыт дальнейших боев (например, 1-я и 2-я Восточно-Прусские, Кенигсбергская и Берлинская операции), чтобы добиться такой же эффективности при прорыве УР с оборонительными сооружениями большей прочности (примерно в 2 раза), необходимо было увеличить плотность бомбовых ударов до 200 тонн/км фронта...
По окончании артиллерийской и авиационной подготовки прорыва УР "Илы" часто обеспечивали постановку дымовой завесы перед фронтом наступления наземных войск. Сложность и опасность этой задачи заключалась в том, что дымзавеса должна быть поставлена своевременно и точно в назначенном месте, чтобы ослепить противника на время, необходимое пехоте для захвата траншей Главной полосы. При постановке же последней штурмовикам нельзя было маневрировать. Ил-2 должны были лететь без маневра по прямой и на предельно малой высоте. В противном случае завеса получалась рваной, не сплошной, а значит - большие потери в наступающих частях.
Для выполнения таких заданий, ввиду их исключительной сложности и опасности, группы штурмовиков формировались, как правило, на добровольных началах и только из летчиков, имеющих большой боевой опыт...
Классическим примером отличного выполнения задачи по постановке дымзавесы перед наступающими войсками являются действия 805-го шап 230-й шад 4-й ВА в мае 1943 г., когда войска Северо-Кавказского фронта должны были пробить брешь в обороне противника на участке прорыва 37-й армии.
Для выполнения задания командующего фронтом генерала И. Е. Петрова командир полка м-р М.Н. Козин отобрал 19 пилотов: трех комэсков, всех командиров звеньев и старших летчиков с боевым опытом.
19 Ил-2 в двух группах (ведущий первой группы м-р Керов, ведущий второй группы м-р Бердашкевич) должны были скрытно приблизиться к линии фронта и на участке 3,5 км поставить завесу.
Основную задачу намечалось выполнить одним самолетом (м-р Керов). Из подвешенных на его Ил-2 двух УХАП-250 должна была вылиться дымообразующая смесь и образовавшейся пеленой плотно прикрыть полосу шириной 180-200 м. Два "Ила" (Бердашкевич, Егорова) летели как запасные, а остальные 16 машин обеспечивали действия постановщиков завесы.
Ранним утром 26 мая "Голубая линия" встретила 19 Ил-2 четырехслойным огнем среднекалиберной и зенитной артиллерии - перед "Илами" сплошной стеной стали разрывы снарядов. Пробившись через огненный заслон, штурмовики в растянутом "правом пеленге" на минимальной высоте (10-20 м) вышли к станице Киевская.
Батареи МЗА и расчеты крупнокалиберных зенитных пулеметов открыли по штурмовикам ураганный огонь.
В точно назначенное время и над нужным ориентиром из-под фюзеляжа Ил-2 м-ра Керова вырвался дым...
Через несколько минут после ухода Ил-2, перед передним краем обороны противника выросла белая стена дыма. Смещаясь в сторону противника, завеса закрыла опорные пункты, ослепила пехоту. Войска фронта ворвались в первую траншею главной полосы обороны немцев и, закрепляя успех, продвинулись на глубину до двух километров...