На протяжении многих десятилетий среди исследователей истории авиации не умолкает спор о степени «родства» самолетов Ме-262 и Су-9. При этом диапазон мнений достаточно широк, и колеблется от предположений до категорических утверждений. Примером тому может служить монография «Немецкий след в истории отечественной авиации», где один из авторов утверждает:
«... И все же одну попытку создать истребитель на основе Ме-262 у нас предприняли. В 1946 году на заводе № 134 (опытный завод ОКБ П.О. Сухого) построили самолет Су-9, являвшийся, в основном, повторением Ме-262. Также как «мессершмитт», Су-9 имел два двигателя Jumo-004 под крыльями и по размерам, компоновке и летно-тактическим характеристикам весьма напоминал немецкий истребитель. Отличия заключались в формах крыла в плане и поперечном сечении фюзеляжа. Катапультируемое кресло летчика было копией аналогичного немецкого, созданного для истребителя Не-162. Несмотря на неплохие летные данные (максимальная скорость - 885 км/ч, потолок - 12800 м, дальность 1200 км), которые получил летчик-испытатель А.Г. Кочетков, Су-9 в серии не строился, поскольку заводы были заняты развертыванием производства других реактивных машин...».
Попытаемся разобраться насколько справедливо такое утверждение, а для этого обратимся к документам и рассмотрим два вопроса:
1. Занимались ли в СССР воссозданием Ме-262?
2. Является ли истребитель Су-9 повторением Ме-262?
![]() |
![]() |
Схема истребителя Су-9 | Схема истребителя Me 262 |
1. В целях ликвидации значительного отставания Советского Союза в области реактивной авиации, наметившегося в середине 40-х годов, руководством авиапромышленности и ВВС КА в конце ноября 1945 года были подготовлены и направлены в правительство ряд предложений.
Командующий ВВС КА главный маршал авиации А.А. Новиков в своем докладе заместителю председателя СНК СССР Г.М. Маленкову отмечал, что:
«... Работы, проводимые нашими конструкторами по проектированию и постройке опытных самолетов с трофейными воздушно-реактивными двигателями ЮМО-004 и БМВ-003, не дают оснований ожидать получение в ближайшее время этих самолетов.
ГК НИИ ВВС КА провел летные испытания трофейного самолета, Me-262 с двумя двигателями ЮМО-004... Самолет Ме-262 является доведенным серийным самолетом: все его части, агрегаты и устройства работали во время испытаний удовлетворительно.
![]() |
![]() |
Схема технологического членения самолета Су-9 | Схема технологического членения самолета Me 262 |