Предыдущая Оглавление Следующая

Освоение самолета Ме-262 летным составом строевых частей, при наличии двухместного тренировочного самолета подобного типа, не составляет больших трудностей.

В целях скорейшего освоения реактивных самолетов в серийном производстве, подготовки летно-технического состава частей ВВС КА и отработки элементов боевого применения этих самолетов - считаю необходимым запуск самолета Ме-262 в серийное производство в боевом одноместном и двухместном учебно-тренировочном вариантах.

Представляю на Ваше рассмотрение отчет ГК НИИ ВВС КА по испытанию самолета Ме-262 и проект письма на имя тов. Сталина о внедрении самолета Ме-262 в серийное производство...». Такого же мнения придерживался и заместитель наркома авиапрома П.В. Дементьев, докладывая Г.М. Маленкову о том, что:

«... Изготовление реактивных двигателей ЮМО-004 поручено заводу № 26. Производство реактивных самолетов (Ме-262) может быть организовано на заводах № 381 в г. Москве и № 292 в г. Саратове.

Изучение конструкции самолета Ме-262, выпуск чертежей и приспособление самолета под наше вооружение и оборудование поручено главному конструктору тов. Мясищеву, который приступил к этой работе.

Изучение конструкции и выпуск чертежей реактивного двигателя ЮМО-004 поручено главному конструктору тов.Климову, который также приступил к этой работе...

Докладывая о необходимости выпуска серии реактивных самолетов Ме-262, прошу Вашего разрешения на производство этих работ...».

О реакции «противников» этих предложений рассказал А.С. Яковлев 25 мая 1988 года в своей беседе с известным поэтом и публицистом Ф.И. Чуевым. «... В конце войны я написал письмо Сталину, что у нас не хотят самостоятельно заниматься вопросами развития авиации, а это толкает нас на копирование немецкого реактивного «Мессершмитта-262», и конкретно предполагают организовать в Саратове производство этого самолета.

Сталин нас вызвал вдвоем с Шахуриным и говорит ему: «Это вы предлагаете ставить «Мессершмитт» вместо тех работ, которыми сейчас  занимаются по развитию реактивной авиации?»

Шахурин что-то пробормотал, и это решило его судьбу. А товарищ Сталин сказал: «Строить «Мессершмитт» - это значит заранее обрекать себя на отставание на долгие годы. Мы с этим не согласны, и вы зря проводите работу в этом направлении».

Потом он меня вызвал одного: «Ну что ж, Шахурин, видимо не способен двигать это дело. Давайте нового министра. Кого вы порекомендуете?» Я сказал - Хруничева. Я его хорошо знал. Тогда его и назначили министром вместо Шахурина. Официально Шахурина, главкома Новикова и главного инженера ВВС Репина сняли и посадили за снабжение Красной Армии некачественными самолетами. Но думаю, что гнев Сталина был вызван еще и нашим отставанием в реактивной авиации».

Сравнительные характеристики самолетов-истребителей

Характеристики Ме-262 (ГК НИИ ВВС) 1945 г. «Л» (проект) Су-9  (опытн.) Су-11 (опытн.) Су-9УТ (проект) Су-13 истр. (проект) Су-13 истр-пер. (проект)
Длина, мм 10600 10200 10545 10549 10530 10930 11900
Размах крыла, мм 12500 11200 11200 11800 11200 11800 11800
Площадь крыла, м2 21,54 20,0 20,2 21,4 20,2 24,8 24,8
Масса самолета, кг
пустого 4092 3460 4016 4495 3585 4055 4464
нормальная 6026 5489 5890 6277 5637 6436,4 6757
перегрузочная 6896 5889 6380 6877 - 7036,4 7473
Максимальная скорость, км/ч

у земли 780 845 847 890 845 960 980
на высоте 850 852 900 904 875 960 980
м 7000 5000 3000 4000 8000 5000 4500
Время набора Н=5000, мин

4,2

5,7

4,2

3,6

5,7

2,5

2,5

Время виража, с на высоте 1000 м

32

29

25

26-28

29

22

23

Практическая высота, м

-

12500

12500

13000

12500

-

-

Дальность, км
- нормальная 680 - 805 900 1000 1550 1500
- в перегрузку - - 1140 - 2000 2000
Длина разбега, м
- нормальная 1025 785 850 780 935 500 515
- с ускорителями - - 475 - 410 300 300
Длина пробега, м
- без торм. параш. 1075 - - - - - 820
- с торм. параш. - - 660 - - 500 500
Вооружение
Стрелково-пушечное (количество х калибр)» 4x30 1x37
2x20
1x37
2x23
1x37
2x23
2x20 3x37 2x37
Бомбардировочное (количество х масса) 1x500

-

2x250 (1x500) 2x250 (1x500) - 2x250 (1x500)

Сравнительные характеристики турбореактивных двигателей
Характеристика Junkers Jumo-004 РД-10 РД-14 ТР-1 ТР-1А Rolls Royce Dervent-V РД-500
Тип компрессора Осевой 8-ступенчатый Осевой 8-ступенчатый Осевой 8-ступенчатый Осевой 8-ступенчатый Осевой 8-ступенчатый Центробежный Центробежный
Степень сжатия, Пк 2,9 2,9 3,16 3,16 4,17 4,17
Максимальная тяга, кг (на Н=0)

945

940

1350

1300

1500

1588

1570

Удельный расход топлива, кг/кгс*ч 1,4 1,4 1,15-1,18 1,27-1,35 1,03 1,04
Температура газов за камерой сгорания, К

920

920

1065

1065

1130

1130

Длина, мм 3867 3867 3310 3865 3865 2100 2100
Диаметр, мм 810 810 856 856 856 1090 1090
Масса, кг 750 750 725 851 851 584 584
Ресурс, ч 25 25 50 25 25 - -

Предыдущая Оглавление Следующая