Освоение самолета Ме-262 летным составом строевых частей, при наличии двухместного тренировочного самолета подобного типа, не составляет больших трудностей.
В целях скорейшего освоения реактивных самолетов в серийном производстве, подготовки летно-технического состава частей ВВС КА и отработки элементов боевого применения этих самолетов - считаю необходимым запуск самолета Ме-262 в серийное производство в боевом одноместном и двухместном учебно-тренировочном вариантах.
Представляю на Ваше рассмотрение отчет ГК НИИ ВВС КА по испытанию самолета Ме-262 и проект письма на имя тов. Сталина о внедрении самолета Ме-262 в серийное производство...». Такого же мнения придерживался и заместитель наркома авиапрома П.В. Дементьев, докладывая Г.М. Маленкову о том, что:
«... Изготовление реактивных двигателей ЮМО-004 поручено заводу № 26. Производство реактивных самолетов (Ме-262) может быть организовано на заводах № 381 в г. Москве и № 292 в г. Саратове.
Изучение конструкции самолета Ме-262, выпуск чертежей и приспособление самолета под наше вооружение и оборудование поручено главному конструктору тов. Мясищеву, который приступил к этой работе.
Изучение конструкции и выпуск чертежей реактивного двигателя ЮМО-004 поручено главному конструктору тов.Климову, который также приступил к этой работе...
Докладывая о необходимости выпуска серии реактивных самолетов Ме-262, прошу Вашего разрешения на производство этих работ...».
О реакции «противников» этих предложений рассказал А.С. Яковлев 25 мая 1988 года в своей беседе с известным поэтом и публицистом Ф.И. Чуевым. «... В конце войны я написал письмо Сталину, что у нас не хотят самостоятельно заниматься вопросами развития авиации, а это толкает нас на копирование немецкого реактивного «Мессершмитта-262», и конкретно предполагают организовать в Саратове производство этого самолета.
Сталин нас вызвал вдвоем с Шахуриным и говорит ему: «Это вы предлагаете ставить «Мессершмитт» вместо тех работ, которыми сейчас занимаются по развитию реактивной авиации?»
Шахурин что-то пробормотал, и это решило его судьбу. А товарищ Сталин сказал: «Строить «Мессершмитт» - это значит заранее обрекать себя на отставание на долгие годы. Мы с этим не согласны, и вы зря проводите работу в этом направлении».
Потом он меня вызвал одного: «Ну что ж, Шахурин, видимо не способен двигать это дело. Давайте нового министра. Кого вы порекомендуете?» Я сказал - Хруничева. Я его хорошо знал. Тогда его и назначили министром вместо Шахурина. Официально Шахурина, главкома Новикова и главного инженера ВВС Репина сняли и посадили за снабжение Красной Армии некачественными самолетами. Но думаю, что гнев Сталина был вызван еще и нашим отставанием в реактивной авиации».
Сравнительные характеристики самолетов-истребителей
Характеристики | Ме-262 (ГК НИИ ВВС) 1945 г. | «Л» (проект) | Су-9 (опытн.) | Су-11 (опытн.) | Су-9УТ (проект) | Су-13 истр. (проект) | Су-13 истр-пер. (проект) |
Длина, мм | 10600 | 10200 | 10545 | 10549 | 10530 | 10930 | 11900 |
Размах крыла, мм | 12500 | 11200 | 11200 | 11800 | 11200 | 11800 | 11800 |
Площадь крыла, м2 | 21,54 | 20,0 | 20,2 | 21,4 | 20,2 | 24,8 | 24,8 |
Масса самолета, кг | |||||||
пустого | 4092 | 3460 | 4016 | 4495 | 3585 | 4055 | 4464 |
нормальная | 6026 | 5489 | 5890 | 6277 | 5637 | 6436,4 | 6757 |
перегрузочная | 6896 | 5889 | 6380 | 6877 | - | 7036,4 | 7473 |
Максимальная скорость, км/ч | |||||||
у земли | 780 | 845 | 847 | 890 | 845 | 960 | 980 |
на высоте | 850 | 852 | 900 | 904 | 875 | 960 | 980 |
м | 7000 | 5000 | 3000 | 4000 | 8000 | 5000 | 4500 |
Время набора Н=5000, мин |
4,2 |
5,7 |
4,2 |
3,6 |
5,7 |
2,5 |
2,5 |
Время виража, с на высоте 1000 м |
32 |
29 |
25 |
26-28 |
29 |
22 |
23 |
Практическая высота, м |
- |
12500 |
12500 |
13000 |
12500 |
- |
- |
Дальность, км | |||||||
- нормальная | 680 | - | 805 | 900 | 1000 | 1550 | 1500 |
- в перегрузку | - | - | 1140 | - | 2000 | 2000 | |
Длина разбега, м | |||||||
- нормальная | 1025 | 785 | 850 | 780 | 935 | 500 | 515 |
- с ускорителями | - | - | 475 | - | 410 | 300 | 300 |
Длина пробега, м | |||||||
- без торм. параш. | 1075 | - | - | - | - | - | 820 |
- с торм. параш. | - | - | 660 | - | - | 500 | 500 |
Вооружение | |||||||
Стрелково-пушечное (количество х калибр)» | 4x30 |
1x37 2x20 |
1x37 2x23 |
1x37 2x23 |
2x20 | 3x37 | 2x37 |
Бомбардировочное (количество х масса) | 1x500 |
- |
2x250 (1x500) | 2x250 (1x500) | - | 2x250 (1x500) |
Сравнительные характеристики турбореактивных двигателей | |||||||
Характеристика | Junkers Jumo-004 | РД-10 | РД-14 | ТР-1 | ТР-1А | Rolls Royce Dervent-V | РД-500 |
Тип компрессора | Осевой 8-ступенчатый | Осевой 8-ступенчатый | Осевой 8-ступенчатый | Осевой 8-ступенчатый | Осевой 8-ступенчатый | Центробежный | Центробежный |
Степень сжатия, Пк | 2,9 | 2,9 | — | 3,16 | 3,16 | 4,17 | 4,17 |
Максимальная тяга, кг (на Н=0) |
945 |
940 |
1350 |
1300 |
1500 |
1588 |
1570 |
Удельный расход топлива, кг/кгс*ч | 1,4 | 1,4 | 1,15-1,18 | 1,27-1,35 | — | 1,03 | 1,04 |
Температура газов за камерой сгорания, К |
920 |
920 |
— |
1065 |
1065 |
1130 |
1130 |
Длина, мм | 3867 | 3867 | 3310 | 3865 | 3865 | 2100 | 2100 |
Диаметр, мм | 810 | 810 | 856 | 856 | 856 | 1090 | 1090 |
Масса, кг | 750 | 750 | 725 | 851 | 851 | 584 | 584 |
Ресурс, ч | 25 | 25 | 50 | 25 | 25 | - | - |