Идеи Вахмистрова всегда вызывали большой интерес у других конструкторов. Во второй половине 30-х годов появилось множество проектов «летающих авианосцев», где в качестве носителя неизменно выступал ТБ-3.
В 1937-38 годах, когда в парке ВВС оставалось много считавшихся излишними ТБ-3 с моторами М-17, возникла идея использовать их как «авиаматки ПВО». Они должны были барражировать вблизи границ и при необходимости выпускать свои истребители. В качестве последних предполагали взять тоже устаревшие, и тоже имевшиеся в излишке, бипланы И-15бис. Базирование на авиаматке в какой-то степени компенсировало им недостаточную скороподъемность, а также давало возможность подразогнаться на пикировании. Не исключалась и подвеска под «авиаматки ПВО» и более современных И-16.
А в 1937 г. разрабатывали вариант с беспилотными «телеистребителями», переделанными из И-16. Ими должны были по радио управлять операторы с борта ТБ-3. Конкурировали два коллектива: КБ-21 и Остехбюро. В КБ-21 изготовили аппаратуру управления и установили ее на истребитель. При этом И-16 нес 400 кг взрывчатки, т.е. представлял собой фактически управляемый снаряд с поршневым двигателем. Отцепку самолета опробовали на земле, используя оборудование «Звена-6». Но аппаратуру КБ-21 признали устаревшей и работу закрыли. В Остехбюро успели сделать только проект. У них боевая часть была послабее — всего 200 кг.
Другим подобным проектом являлся ТБ-3 с «аэроторпедами» — небольшими крылатыми ракетами с радиоуправлением. Бомбардировщик (фактически уже ракетоносец) должен был нести две «аэроторпеды» весом по 180 кг (из них 38 кг взрывчатки). Ракету «301» создали в РНИИ. В 1937 г. изготовлялись три экземпляра «аэроторпеды». Ими хотели стрелять по плотному строю самолетов противника. Дальность полета определялась в 5 км.
![]() |
![]() |
И-16 под крылом ТБ-3 | "Звено-7-1". Выпускная ферма для подцепки И-16 в воздухе |
«Звено-7» в полном составе