Оглавление

TB-3129.jpg

Телеуправляемый ТБ-3 устремился к цели. Рисунок

Как уже говорилось ранее, предполагалось использовать радиоуправляемый ТБ-3 как самолет-снаряд с управлением с командного КР-6. Но существенных результатов добиться не удалось. 25 января 1938 г. тему закрыли, а три использовавшихся для испытаний бомбардировщика отобрали.

Возрождение этой идеи можно отнести к сентябрю 1939 г., когда вышло постановление Комитета обороны о создании «телемеханических» модификаций ТБ-3, СБ, И-16 и УТ-2. Работы предстояло вести заводу №379 совместно с ленинградским филиалом НИИ-10. На все выделялось два миллиона рублей. В качестве испытательной базы выделялся аэродром Кречевицы под Псковом. Главным конструктором являлся Р.Г. Чачикян.

В рамках проекта «Беркут» предстояло подготовить два варианта ТБ-3РН. На одном посадка не предусматривалась: прилетел, взорвался и все. Зато второй должен был отбомбиться в заданной точке и вернуться на свой аэродром. Первый вариант должен был выйти на испытания 15 июля 1940 г., а второй — 25 октября. В качестве самолетов управления хотели использовать СБ или ДБ-3Ф.

К началу 1941 г. первый «Беркут» уже прошел контрольно-сдаточные летные испытания. Аппаратура «Кварц» была сделана совместно НИИ-20 и НИИ-21. ТБ-3 с посадкой планировали предъявить на испытания в июле.

В конце января первый самолет (его в документах именовали «ТБ-3 Бомба» или «Торпеда») выставили на государственные испытания, которые успешно завершились в марте. После этого пару из ТБ-3 и командного СБ передали на регулировочные испытания. Их проводили на аэродроме ЛИИ в Раменском.

В августе 1941 г. собирались сформировать первую эскадрилью специального назначения из «телемеханических» самолетов. Но началась война...

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Каких только экспериментов не проделывали с ТБ-3 в 30-х годах, каких только проектов не выдумывали. Некоторые из них сейчас кажутся откровенно бредовыми, некоторые выглядят как гениальное предвидение будущего.

Так, уже неоднократно упоминавшееся Осконбюро Гроховского работало над возможностью использования ТБ-3 в качестве буксировщика большого «планера-транспортера» — еще не существовавшего десантного планера. Затем появилась новая идея — таскать за собой на привязи истребители сопровождения. Это позволяло, экономя бензин в их баках, увеличить радиус истребительного прикрытия. В Осконбюро рассматривалась возможность буксировки сначала одного, а затем трех И-5 за ТБ-3. Но экспериментально это опробовано не было.

Уже в ходе Второй мировой войны американцы проводили подобные опыты по буксировке истребителей тяжелым бомбардировщиком, а после войны появилась отечественная система «Бурлак», в которой за бомбардировщиком таскали уже реактивные самолеты.

Гроховский вообще был щедр на фантазию. Им, например, прорабатывалась перевозка под ТБ-3 разведчика Р-5 и сброс его с парашютом!

В ноябре 1935 г. в НИИ ВВС испытывали устройство для установки с самолета противотанковых минных полей. Мины Т-27 разбрасывал ТБ-3. Для этого ему пришлось лететь на высоте всего 300 м. Идея была безусловно интересна. Бомбардировщик мог оперативно поставить заграждение на пути танковой колонны врага. Ставят же сейчас мины с вертолетов. Но многие проблемы тогда еще не были разрешены — надежность, безопасность, да и уязвимость четырехмоторного гиганта на малых высотах у линии фронта была очень велика. Работы прекратили, но, как мы видим, идея не умерла.

TB-3130.jpg

ТБ-3 с моторами М-34 и приборами ВАП-500

Оглавление