ВАП-500 на экспериментальной свободной подвеске ЦАГИ под ТБ-3 №22707, 1938 г.
В мае 1937 г. ТБ-3Р таскал за собой на тросе «кабину лейтенанта Герасимова». Изготовлялась она из дерева и внешне напоминала маленький аэростат заграждения с рудиментарными плоскостями. За счет работы собственных рулей кабина могла перемещаться вправо-влево, вверх-вниз. Бомбардировщик мог следовать на большой высоте, а с него на длинном тросе выпускалась кабина с наблюдателем. Штурман-наблюдатель вел разведку, фотографировал или прицеливался для бомбометания. При этом сам самолет мог идти в облаках или выше их, а кабина находилась под кромкой облачности. Недостатками системы являлись резкое снижение бомбовой нагрузки самолета-носителя, ухудшение его летных данных, недостаточная надежность устройств выпуска кабины. Позднее усовершенствованный вариант кабины построили для ДБ-3, но ее так и не запустили в серию.
В октябре 1937 г. на ТБ-3 испытывалась телевизионная установка, созданная по советскому заказу американской фирмой RCA. Заказывали ее через «Главэспром». Работала станция в УКВ-диапазоне и передавала изображение на расстояние до 25 км. Приемная аппаратура располагалась в специальном автомобиле. Весила установка всего 270 кг, но была довольно громоздкой. Максимальная высота полета, при которой удавалось что-то разглядеть, оказалась около 3000 м. Идея казалась многообещающей: какой-нибудь командарм сидит в штабном фургоне и по телевизору наблюдает за боем на передовой или ходом марша войск. Но на практике проблем оказалось много. Чтобы получить хорошее изображение, ТБ-3 должен был «висеть» над полем боя достаточно низко и достаточно долго, чтобы в штабе разобрались в сути происходящего. За это время его могут сбить либо истребители, либо зенитчики. С другой стороны, черно-белый экранчик 12x17 см дает командиру не шибко много информации. Отсюда вывод: «...данная установка в настоящем своем виде непригодно для тактического использования в боевой обстановке».
Кроме того, телеустановка имелась в СССР в единственном экземпляре. НИИ-8 скопировал американскую конструкцию, но копия работала гораздо хуже оригинала. В 1938 г. вели разработку усовершенствованной станции «Доломит», предназначенной для ТБ-3 и ДБ-3, но на самолетах она так и не испытывалась.
Существовал проект оборудования летающего командного пункта. Но работать он должен был не в воздухе, а на земле. Предназначался такой самолет для командира большого воздушного десанта. Захватили парашютисты аэродром, туда сразу же садится специально оборудованный ТБ-3, с которого управляют посадочным десантом. Машина должна была иметь штабной салон и богатое радиооборудование для связи с самолетами в воздухе и штабом в собственном тылу, включавшее быстросборную антенну-мачту и вспомогательную энергоустановку — пятый мотор с электрогенератором. Но все это осталось только в проекте — такой самолет построен не был.
Кабина Герасимова, подвешенная под самолетом ТБ-3