Оглавление

TB-3160_1.jpg

Г-2 в Нарьян-Маре

Согласно постановлению правительства из ВВС начали передавать разоруженные бомбардировщики. Для использования в мирных целях в качестве грузовых самолетов они переделывались на предприятиях и рембазах ГВФ, иногда с привлечением бригад серийных заводов. Как правило, зашивались люки турелей и часто остекление в носу. Усиливались шпангоуты и стрингеры в центральной части фюзеляжа, иногда с 0,3-мм на 0,5-мм заменялась обшивка. На севере пилотскую кабину обычно превращали в закрытую, в то время как на боевых ТБ-3 до самого конца их существования стояли лишь ветровые козырьки.

Во второй половине 30-х годов Г-2 поступили в Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Среднеазиатское и другие управления гражданской авиации. По нормам эти машины брали 16 пассажиров или 3200-3400 кг груза, а реально иногда перевозили до 30-40 человек (конечно, без всякого комфорта). Среди гражданских самолетов того времени Г-2 отличались большой грузоподъемностью и дальностью полета, хотя были недостаточно оборудованы навигационными средствами. В 1936 г. несколько машин получили пассажирский салон на 50 мест. Они летали между Москвой и Ташкентом и на линиях в Средней Азии. В 1937 г. первый гражданский Г-2 был разбит и списан.

В сентябре 1939 г. Г-2 эскадрильи особого назначения ГВФ участвовали в поддержке операции по присоединению Западной Украины и Западной Белоруссии. Совершали рейсы во Львов, Тернополь, Луцк, Ковель, Ровно. Везли газеты, литературу, медикаменты, кинофильмы, пассажиров.

Во время войны с Финляндией довольно много Г-2 вошло в состав Особой авиагруппы. Ее самолеты перебрасывали боеприпасы, продовольствие, медикаменты, обмундирование, вывозили раненых. Один Г-2 действовал на Карельском направлении, три — на Ухтинском, два — на Мурманском.

В конце 1939 г. — начале 1940 г. парк ГВФ пополнился довольно значительным количеством машин, переданных из ВВС и морской авиации. Они попали в основном в Туркменское, Восточно-Сибирское и Северо-Казахстанское управления. Самолеты с моторами М-17 эксплуатировались на ряде линий в Туркмении и Узбекистане, например, Ашхабад — Ташауз, Ашхабад  —  Чарджоу, Ташкент — Ургенч, а также в Сибири — Чита — Ципикан и Тюмень —   Салехард. Машины с моторами М-34 летали только по трассе Москва-Ташкент.

31 января 1940 г. самолет с бортовым номером Л-3047 потерял ориентировку во время рейса Москва — Минск — Белосток и по ошибке сел на немецком аэродроме Лык в Польше. Немцы отнеслись к экипажу вежливо и через пару дней отправили его домой. Вот там-то для летчиков и начались неприятности...

На 1 февраля 1940 г. ГВФ располагал 37 Г-2 с М-17 и четырьмя с М-34, итого — 41. На 1 марта их уже стало 47. К 1 декабря 1940 г. уже насчитывалось 36 самолетов с М-17, пять — с М-34Р и шесть — с М-34РНБ.

Специально сформированные отряды гражданской авиации приняли участие во вступлении в Литву, Латвию, Эстонию, Бессарабию и Северную Буковину. Опять Г-2 возили почту, газеты, литературу, оружие и боеприпасы. Четырехмоторные гиганты эксплуатировались в ГВФ очень интенсивно. В 1940 г. Г-2 являлся одним из немногих типов самолетов, у которых выработка по тонно-километрам оказалась больше плановой.

На 22 июня 1941 г. в гражданской авиации числились 45 четырехмоторников (без машин полярной авиации). В помощь фронту к 1 июля сформировали пять авиагрупп и три авиаотряда. В их состав вошли 25 Г-2. Больше всего их имелось в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН).

В первые месяцы войны потери транспортной авиации были особенно велики. К 1 августа лишились уже семи Г-2. Три уничтожили немцы, два разбили в авариях и еще два сбили свои. Да, поначалу и летчики, и зенитчики часто путали типы машин, что приводило к трагическим последствиям. Так, 15 июля наша зенитная артиллерия в районе Смоленска обстреляла и повредила еще один самолет.

В августе потеряли еще один Г-2, уничтоженный при отступлении. В этом месяце гражданские самолеты начали вооружать. Ставили то, что было под рукой — и ДА, и ШКАС. К концу месяца пулеметы получили четыре Г-2.

Оглавление