Для решения комплекса задач по усилению стрелково-пушечного вооружения ТБ-7 НКАП прислал Главных конструкторов-вооруженцев Г.М. Можаровского, И.В. Веневидова и И.П. Шебанова, которые привезли с собой пушечные установки различных систем. С некоторыми доработками эти установки были установлены на машины. В шассийных установках без особых проблем перешли на пулеметы УБ, а кормовые пулеметные башни заменили на привезенные КЭБ-42 и доработанные ТАТ. Помимо работ по усилению вооружения, на заводе были проведены другие работы: установили усиленные бронеспинки летчиков. Одновременно провели ремонт самолетов, получивших повреждения. На начало августа 1941 года ВВС имели в своем составе следующие самолеты ТБ-7, отличавшиеся силовыми установками и составом оборонительного вооружения (см таблицу).
Если верить этому официальному списку, то потери ТБ-7 в первые дни войны от германских воздушных ударов по аэродромам базирования были минимальные. В пределах одного-двух самолетов. Хотя верить ничему нельзя. Согласно И.Ф. Незвалю к началу августа все машины переоборудовали под новое вооружение, а в списке полно машин со ШКАС.
К началу августа были закончены вывозка и обучение экипажей самолетов. Новое соединение становилось боеспособной единицей, через несколько дней ему предстояло "выйти на тропу войны".
22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, германская авиация произвела первый налет на Москву. ПВО Москвы была на тот период одной из лучших, это даже признавали германские летчики, совершавшие налеты на Москву. Через день налет повторился, на Москву падали фугасные и зажигательные бомбы. Вскоре напеты на Москву стали систематическими. Больших разрушений, хотя бы близко сравнимых с теми, которые германская авиация произвела в том же Лондоне, в Москве ей сделать не удалось. К Москве прорывались единичные бомбардировщики, производя отдельные разрушения в городе.
![]() |
![]() |
Носовая установка НЭБ-42 с пулеметами ШКАС |
Налеты авиации противника побудили советское военно-политическое руководство нанести ответные удары по столице Германии Берлину.
ВВС КА обладали необходимыми силами и средствами для нанесения подобного удара, в частности основные дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4) ВВС и Авиации флота могли со своих передовых баз достать до Берлина. Еще большие возможности по нанесению ответных ударов по Германии имели новые ТБ-7 и Ер-2.
Зав. № |
Тип двигателя |
Кормовая установка |
Шассийные установка |
4212 |
АМ-34ФРНВ |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4214 |
АМ-34ФРНВ |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 с БТ |
4215 |
АМ-35 |
2T-215 со ШKAC |
ШУ-32 с БТ |
4216 |
АМ-34ФРНВ |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4217 |
АМ-35А |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4218 |
АМ-35 |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4221 |
АМ-35 |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 с БТ |
4222 |
АМ-35 |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 с БТ |
4223 |
АМ-35А |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4224 |
АМ-35А |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4225 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
4226 |
АМ-35А |
2Т-215 со ШКАС |
ШУ-32 со ШКАС |
4227 |
М-30 |
нет данных |
нет данных |
42015 |
АМ-35А |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
42025 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 со ШКАС |
42035 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
42045 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
42055 |
М-30 |
ТАТ со ШВАК |
ШУ-32 со ШКАС |
42016 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
42026 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 со ШКАС |
42036 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
42046 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 со ШКАС |
42056 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
42066 |
М-40Ф |
КЭБ-42 со ШВАК |
ШУ-32 с БТ |
Первую бомбардировку Берлина произвели самолеты ДБ-3 ВВС Балтийского флота в ночь на 8 августа. Налет был удачным, следующий удар Сталин решил нанести по Берлину более мощной силой - бомбардировщиками ТБ-7 и Ер-2. В бой были брошены полки 81-й дивизии, 432 ТБАП на ТБ-7 и 433 ТБАП на Ер-2 (такие обозначения получили 412 и 420 полки перед вводом в бой). На разработку операции Сталин дал всего один-два дня. Для выполнения налета были выбраны 12 наиболее надежных и боеспособных ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа отобранные самолеты перелетели на аэродром Пушкино под Ленинградом. В Пушкино после очередной ревизии состояния машин количество отобранных ТБ-7 уменьшилось до 10 ТБ-7 и 16 Ер-2.