![]() |
![]() |
Крыльевая стрелковая установка с пулеметом УБТ | Кормовая турель ТАТ самолета №4218 |
Отведенные сроки на организацию операции были явно недостаточными. Отсюда поспешность в действиях штаба ВВС во главе с Командующим ВВС генералом П.Ф. Жигаревым. Для сравнения, морским летчикам на ДБ-3 дали на подготовку к налету на Берлин две недели, что включало тщательное изучение маршрута и проработку возможных ситуаций на маршруте к цели и обратно, отсюда во многом успех этого первого налета на Берлин. В полет в основном должны были уйти ТБ-7 с дизелями М-40Ф (об их "доведенности" было написано выше), многие экипажи не имели необходимых навыков взлета на полностью загруженных машинах, а только в таком варианте с полной загрузкой бомб и топлива имело смысл лететь на Берлин. Проведенные расчеты показали, что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4000 кг, из них 2000 кг на внешней подвеске, могли обеспечить полет на дальность со сбросом бомб в середине маршрута и благополучно вернуться на базу.
Секретность задания была такова, что ПВО Ленинграда и Балтфлота об этой акции ВВС не имели ни малейшего представления. Помимо этого, ни зенитчики, ни строевые летчики не имели в массе своей также ни малейшего представления о новых бомбардировщиках советских ВВС. Учитывая состояние личного состава в начале войны, незнакомые ТБ-7 и Ер-2 могли с большой долей вероятности стать целями для наших летчиков-истребителей и зенитчиков, которые хорошо изучили внешние отличия немецкого Fw200 "Кондор" - единственного четырехмоторного бомбардировщика Германии, который изредка появлялся на советско-германском фронте. Поэтому, увидев ТБ-7, и зенитчики, и летчики были уверены, что палят и атакуют германский "Кондор". Кстати, открываю книжку с общими видами советских самолетов, где в разных ракурсах красуются и ТБ-7 и Ер-2, на ней стоит: "подписано к печати 21 июня 1941 года". А ведь еще надо отпечатать, развезти по частям, а на завтра была война....
Самолеты утром 10 августа сели на незнакомый аэродром в Пушкино. На ознакомление с новым аэродромом у экипажей было всего несколько часов. Уже вечером того же дня бомбардировщики начали разбегаться по полосе.
Прелести начались еще на старте: Ер-2 Молодчего снес шасси о дренаж на краю аэродрома (мощности М-105 не хватало для взлета перегруженных Ер-2, и машины имели слишком большую длину разбега).
На ТБ-7 №42046 командира корабля майора Егорова отказали два правых дизеля М-40Ф сразу после отрыва самолета от земли, ТБ-7 потерпел катастрофу. После такого лихого начала Жигарев остановил операцию. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер-2.
На самолете №42035 лейтенанта В.Д.Видного над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар. Самолет продолжал лететь к цели с потерей высоты. За 370 км до Берлина были сброшены бомбы, и машина легла на обратный курс. Вскоре отказал еще один М-40Ф, экипаж с трудом дотянул до нашей территории и совершил посадку на аэродроме Обухово.
ТБ-7 №42045 (командир капитан А.Н. Тягунин), отбомбившись, имел отказ одного из дизелей, что давало экипажу возможность дойти до дома, но беда не приходит одна. Машину над побережьем Балтики весьма "удачно" обстреляли свои зенитчики, добившись прямого попадания в самолет. Тягунин посадил самолет на "брюхо", разбив машину. С полным чувством выполненного долга, на обратном пути, отбомбившийся по Берлину Ер-2 лейтенанта Б.А. Кубышко сбил наш ошалевший И-16. Экипаж Ер-2 спасся на парашютах.
Ер-2 капитана А.Г. Степанова пропал без вести.
ТБ-7 №42055 (командир майор М.М. Угрюмов) отбомбился по Берлину. В ходе полета несколько раз на больших высотах отказывали М-40Ф, экипаж выполнил посадку на последних каплях керосина в Торжке. Самолет ТБ-7 №42046 (командир старший лейтенант А.И. Панфилов) над территорией Германии обстреляли зенитки, самолет получил значительные повреждения. Экипаж сбросил бомбы и лег на обратный курс. Затем из-за масляного голодания отказали два М-40Ф. Машина пошла на вынужденную на территории Финляндии.. При посадке пять человек погибли, остальные пошли к линии фронта к своим. У линии фронта они были взяты в плен финнами.
Домой в Пушкино вернулись один ТБ-7 старшего лейтенанта Перегудова и Ер-2 лейтенанта Малинина.