Оглавление

TB-7Pe-8071.jpg

Авария Пе-8 №42028. Экипаж С.С. Сугака. 746 АП. 24 февраля 1942 г.

Первый курьезный случай с "беспилотным" ТБ-7 показал экипажам, что покидать самолет не всегда надо торопиться и что для тушения пожара необходимо использовать все имеющиеся средства. Но не всегда все кончалось так благополучно. 13 ноября 1941 года экипаж заводского летчика-испытателя Л.О. Немета проводил сдаточный полет на заводском аэродроме на ТБ-7 №42056 после замены на нем двигателей. На третьем часу полета, когда самолет находился в районе Казани, за час до предполагавшейся посадки, началась сильнейшая вибрация второго двигателя. Вскоре всю машину трясло как в лихорадке, начали самопроизвольно открываться люки и двери. М-40Ф горел, дым начал проникать в кабину. Когда открыли дверку, ведущую в крыло, то увидели мощный поток пламени от второго двигателя в шассийную стрелковую установку. Постепенно пламя охватило и фюзеляж. Выключение топливной системы не помогло - огонь стал проникать в кабину. Немет дал команду экипажу покинуть самолет. Первая четверка благополучно покинула горящий ТБ-7, что было само по себе уже небезопасно. Выбираться из машины приходилось между языками пламени. Немет, по мнению И.Ф. Незваля, находясь под впечатлением только что происшедшего "чуда" с самолетом Пусэпа, продолжал вести машину к земле, пытаясь спасти машину и выполнить аварийную посадку. Он выпрыгнул из самолета на высоте 600 м, когда самолет уже начал разрушаться. В акте по катастрофе было записано:"Летчик Немет покинул самолет с большим запозданием, руководствуясь стремлением спасти самолет. В момент выброса из самолета последний был охвачен пламенем, которое охватило летчика и при спуске пережгло стропы парашюта. Парашют летчика Немета был найден в 1-1,5 км от места падения тела". В разбившемся самолете погибли еще три члена экипажа. При этом крупно повезло военпреду, находившемуся в составе экипажа в задней кабине. Он остался жив, отделавшись легкими ушибами, хотя рядом находившиеся три бортмеханика погибли. Первопричиной вибрациии и пожара М-40Ф, а затем и катастрофы ТБ-7 стало задирание шейки коленчатого вала двигателя из-за отсутствия смазки и последующего обрыва одного из шатунов двигателя, приведшего к разрушению М-40Ф. Это установила аварийная комиссия во главе с И.Ф. Незвалем. Эта катастрофа наложила еще большую тень на дизеля.

TB-7Pe-8072.jpg

Авария Пе-8 №42087. Командир корабля Илюхин. 890 АП. 6 июля 1943 г. Впоследствии самолет был восстановлен и летал.

Пока происходили вышеописанные события с первыми опытами боевого использования ТБ-7 на фронтах Великой Отечественной войны, на заводе №124 развертывались следующие события. Как говорилось выше, накануне войны на заводе начали осваивать серийное производство Пе-2. В конце 1940 года начался их серийный выпуск, с сохранением серии ТБ-7. С началом войны перед заводом поставили задачу значительно увеличить производство "пешек". В середине ноября 1941 года в Казань эвакуировался московский завод №22, выпускавший к тому моменту 8 Пе-2 в день. Завод №124 мог строить к тому моменту 4 Пе-2.

После переезда в Казань завода №22 перед обоими заводами НКАП поставил задачу строить Пе-2 в количествах не меньших, чем строили оба завода вместе. Учитывая все возможности заводов, было решено, что прибывший из Москвы завод будет строить Пе-2 в увеличенном количестве, а завод №124 продолжит выпуск ТБ-7. В соответствии с этим, обоим заводам были выделены производственные площади и соответствующие мощности. Поскольку программа выпуска Пе-2 была более важной для фронта, заводу №22 были предоставлены большие по размеру и наиболее удобные площади, расположенные в основном корпусе завода. Заводу №124 достались площади вспомогательных цехов и заводского гаража. В основном корпусе за ним сохранились лишь два агрегатных цеха и стометровая сборочная зона. Директором завода №124 оставался В.А. Окулов, сменивший в июле Кагановича. В новых жестких условиях коллектив завода достаточно быстро произвел перестройку и продолжил серийную постройку ТБ-7. Завод №124 за 1941 год сумел выпустить 17 серийных ТБ-7, из них: 3 с двигателями М-40Ф, 11 - с М-30 и 3 - с АМ-35А.

Оглавление