![]() |
![]() |
Экипажи Ту-104 Б. Бугаева и К. Сапелкина, совершивших первый международный пассажирский рейс Прага-Москва | Первый прилет Ту-104 в Лондон |
Н.С. Хрущев, по рассказам ветеранов КБ им.С.В. Ильюшина, был в восторге от дешевого и простого Ил-18, «рабочей лошадки», с помощью которой можно было разом решить множество проблем (а лучше сказать - отделаться от их решения). Ил-18 был гораздо менее требователен к длине и состоянию ВПП, к аэродрому и погоде, имел автомат захода на посадку и огромный запас по дальности полета. Иными словами, сфера его применения была очень широкой без особых дополнительных усилий и затрат в области наземного и метеорологического обеспечения полетов. «Ил» позволял расслабляться диспетчерам, «Туполев» - никогда. «Ил» мог эксплуатироваться на Крайнем Севере, «Туполев» - никогда.
Еще один яркий пример из книги Ю. Ярового, в котором описывается типичная ситуация в районе УВД аэропорта Кольцово (Свердловск), 1960-е г.г. Итак, по трассам летят: «Шесть с востока, семь в «вилке» - с запада. Три «Туполевых», остальные - «Илы». С «Илами» все ясно — летят и пусть летят, надо только аккуратно расставить их по эшелонам. Даже если Иркутск закроется - доберутся до Читы, все взлетели с полной заправкой, топлива у них хватит на семь - семь с половиной часов - долетят. А вот с «Туполевыми» дело хуже: у этих максимальная дальность полета около трех тысяч километров, и до Читы им не добраться».
Становится понятно, почему прогрессивные Ту-104 выпускались только до 1960 года, а тихоходных старомодных «восемнадцатых» и построено было куда больше, и выпуск производился до 1969 года, и летают они по сей день, в XXI-м веке, в том числе и за рубежом. Ан-10 хотя и давно почил в бозе, зато Ан-12 тоже летают, и не везде им есть замена.
Одна из нашумевших катастроф Ту-104 произошла под Казанью 17 октября 1958 года с экипажем Г.Д. Кузнецова в рейсе Пекин - Москва, когда самолет в районе Канаша попал в сильную турбулентность при ясном небе и начал падать. Радист А.С. Федоров до последнего момента передавал на землю происходившее с самолетом, что потом позволило провести мероприятия по предупреждению подобных явлений и доработке самолета (имя Гарольда Дмитриевича Кузнецова присвоено школе № 221 г.Москвы). Это пример несомненного героизма экипажа, ставший легендой. Впоследствии Анатолий Орлов посвятил этому замечательному летчику следующие строки:
Тогда еще воздушный океан Простые самолеты бороздили. И пассажиров ни в одной из стран На реактивных в небе не возили.
И можем мы по пальцам сосчитать Тех лучших летчиков — заслуженных ПИЛОТОВ,
Которым доверяли поднимать Невиданные в мире самолеты.
Борис Бугаев, Шапкин, Барабаш, Быстрицкий, Орловец, Девятов, Усанов и Гарольд в том списке наш, Один из них, отобранных когда-то.
Он делал рейсы в Прагу и Пекин, Сажал свой лайнер в Дели и Рангуне, Водил его в Джакарту и Берлин И в октябре, и в мае, и в июне.
Обычный рейс. Под крыльями - леса. Вон ленты рек, вон горы проплывают, И ослепительно сверкают облака, Что снежные поля напоминают.
Все хорошо. Отличный самолет...
- Радист, как связь?
- Все, командир, в порядке.
- Земля, я - Сокол.
- Как идет попет?
- Все хорошо, готовимся к посадке.
А двигатели мощные ревут, Сияет солнце в синеве небесной, В салоне люди приземленья ждут, По «Маяку» передаются песни.
Но вдруг внезапно прерван был полет,
Мгновенно тучи видимость закрыли,
И вздыбился огромный самолет,
Подброшенный неведомою силой.
Они попали в вихревой поток
На высоте двенадцать тысяч метров,
И самолет швыряло как листок
В закрученной спирали гневных ветров.
Гарольд хотел отжать машину вниз, Он от себя штурвал жал до отказа, А мимо клочья облаков неслись И самолет не слушался приказа.
Не слушались послушные рули, Все стрелки на приборах - в дикой пляске. А перегрузки бешено росли И самолет вибрировал от тряски.
Он перешел в отвесное пике, Летел к земле почти по вертикали, Как будто в горной бешеной реке Его со свистом струи обтекали.
И скорости стремительно растут, Звенит в ушах, с дыханьем стало трудно, И нет уже последних тех минут, Остались лишь последние секунды.