Предыдущая Оглавление Следующая

Tu22017.jpg

Компоновка самолета «105» (документ из архива музея ОАО «Туполев»)
1 - антенна радиолокационного бомбардировочного прицела
«Рубин-1», 2 - оптический прицеп ОПБ-15, 3 - штурман, 4 — летчик, 5 - стрелок-радист, 6 — передняя нога шасси, 7 — аэрофотоаппарат, 8 - бак №1,9 — бак №2, 10 - бак № 3, 11 - баки № 4, 12 — бак №5, 13 - бак №6, 14 — бак №7, 15 — бак №8, 16 - бак №9, 17 — хвостовая пята, 18 - контейнер тормозного парашюта, 19 - кормовая пушечная установка, 20 — антенна радиолокационного стрелкового прицела «Аргон-2», 21 - форсажные камеры двигателей, 22 — двигатель ВД-7М

В систему оборонительного вооружения предлагалось ввести ракеты класса «воздух-воздух». Были и другие предложения. Многое наиболее рациональное принималось к проработке и к внедрению в проект самолета.

К середине 1955 года произошли существенные изменения по типу двигателей в силовой установке.

В марте 1955 года ОКБ направило в МАП свои предварительные предложения по самолетам «105» и «106», с расчетными цифрами по основным летным характеристикам, с тем набором двигателей, под которые на начальном этапе шло проектирование.

Вскоре Министерство предложило проектировать Ту-106 на максимальную сверхзвуковую дальность не менее 2700-3000 км, увеличить высоту полета над целью, сменить двигатели ВД-9Ф на П-4 или П-6 (НК-6) ОКБ Н.Д. Кузнецова (ОКБ-276). Одновременно было предложено для самолета «105» заменить ВД-5Ф на ВД-7Ф (ВД-7М), как на более реальные.

Под новые двигатели были проведены предварительные расчеты обоих вариантов проекта. Для самолета «105» с ВД-7М данные практически остались неизменными, для «106» процентов на 20% улучшились показатели по дальности на всех режимах для П-4 и на 10-15% для НК-6, при сохранении заданных данных по максимальной скорости и уменьшении в два раза длины разбега.

Итогом этих предложений и проработок ОКБ стало Постановление Совета Министров СССР от 19 июля 1955 года и Приказ МАП от 27 июля 1955 года, в которых говорилось следующее:

«... Установить на Ту-105 два ВД-7М вместо двух ВД-5Ф и на Ту-106 два турбовентиляторных двигателя НК-6 вместо двух AM-17 и ВД-9. Ту-105 предъявить на государственные испытания во втором квартале 1957 года и Ту-106 - в первом квартале 1958 года, а на заводские испытания - в третьем квартале 1957 года вместо первого квартала 1958 года.
Тов. Кузнецову спроектировать и построить высокотемпературный турбовентиляторный двигатель НК-6. Взлетная тяга 21500 кгс, при удельном расходе топлива 1,8-1,9 кг/кгс-ч. Тяга на режиме, соответствующем скорости 950 км/ч на высоте 11000 м, - 3500-4000 кгс, при удельном расходе топлива 0,86-0,88 кг/кгс-ч. Тяга на режиме, соответствующем скорости 1400 км/ч на высоте 11000 м, - 12000 кгс, при удельном расходе топлива 1,7 кг/кгс-ч. Тяга на режиме, соответствующем скорости 1800 км/ч на высоте 11000 м, - 20000 кгс, при удельном расходе топлива 1,3 кг/кгс-ч. Диаметр двигателя 1750 мм, масса двигателя 2800-3000 кг. Двигатель предъявить на государственные 100-часовые стендовые испытания в четвертом квартале 1957 года, предварительно проверив его в летных условиях.
Тов. Добрынину модифицировать и форсировать ВД-7 в ВД-7М. Взлетная тяга 16500 кгс, удельный расход топлива 2,0-2,05 кг/кгс-ч. Тяга на режиме максимального форсажа на скорости 1500 км/ч на высоте 11000 м - 9700 кгс, при удельном расходе топлива 2,05—2,1 кг/кгс-ч. Тяга на форсированном крейсерском режиме на скорости 1400 км/ч на высоте 11000 м - 7500 кгс, с удельным расходом топлива 1,7 кг/кгс-ч. Время непрерывной работы на форсированном режиме, при общей наработке 20% от ресурса не менее 120 минут. Масса двигателя 3000-3200 кг. Двигатель предъявить на 100 часовые государственные стендовые испытания в первом квартале 1957 года, предварительно проверив его в летных условиях...»

Постановлением СМ СССР от 28 марта 1956 года и Приказом МАП от 6 апреля 1956 года были уточнены требования к самолетам «105» и «106» с ВД-7М и НК-6. Для Ту-105 оговаривалась максимальная скорость 1475-1550 км/ч. По Ту-106 - 1700-1800 км/ч, предъявление на госиспытания сдвигалось на четвертый квартал 1958 года.

После окончательного выбора типа двигателя для силовой установки, начиная с 15 августа 1955 года в ОКБ-156 началось рабочее проектирование самолета «105», которое продолжалось до декабря 1957 года.

Tu22018.jpg

Двигатель ВД-7М

Предыдущая Оглавление Следующая