Предыдущая Оглавление Следующая

Tu22051.jpg

Летчик-испытатель Б.В. Машковцев

Еще в сентябре 1959 года на первые серийные самолеты Ту-22 был утвержден список заводских экипажей. На первый самолет были утверждены: летчик-испытатель Б.В. Машковцев, штурман Н.Ш. Шамилов, оператор A.M.Г.П. (так в тексте, прим. ВВС) Смирнов; на вторую - А.М. Исаев, Д.Г. Караблинов и Г.А. Наумов. В июне 1960 года экипаж летчика-испытателя Б.В. Машковцева поднимает в первый полет первый доработанный по результатам декабрьской катастрофы серийный Ту-22. В рабочей тетради С.М. Егера появляется запись:

«Сообщение по ВЧ (расшифровка) 1-й полет Ту-22.

21 июля 1960 года первый серийный самолет Ту-22 (ровно через 6 месяцев после катастрофы «105А») совершил первый полет, после проведения доработок конструкции. Взлет в 18 часов 35 минут, летчик - Машковцев, температура + 27 градусов. Полет продолжался 31 минуту. Время разбега - 35 секунд. Набрали высоту 2000 м. Скорость - 450 км/ч по прибору. Закрылки убирались. Шасси выпущено. В полете отклоняли стабилизатор на 5 градусов, на попосадке (так в тексте, прим. ВВС) - на 8-10 градусов. Скорость планирования 350-360 км/ч (мала, по отзыву летчика, нужно около 380 км/ч). Посадочная скорость около 360 км/ч. При разбеге скорость отрыва носовой части - 290 км/ч, скорость отрыва - 315 км/ч. Посадочный вес был 57 тонн. Летчик отметил очень большое сходство с тренажером.»

На первых серийных машинах предполагалось проведение следующих испытаний и доводок:

1.  №2019012 (101) - «дублер», снятие летных характеристик;

2. №3019022 (102)-оборудование; полет на больших углах атаки, оборудование;

3. №4029011 (201) - вооружение;

4.   №5029025 (202) - доводка ВД-7М и взаимозаменяемость;

5.   №1029034 (203) - средства спасения и большие углы;

На последующих серийных машинах планировалось:

(204) - силовая установка (машина сгорела на земле при разрушении диска первой ступени компрессора)

6.  2039012 (301) - оборудование;

7.  3039022 (302) - испытания НК-6;

8.  4039031 (303) - оборудование и стартовые ускорители;

9.  5039045 (304) - доводка ВД-7М;

10.   1039054 (305) - испытания элементов комплекса К-22.

Вслед за первой серийной машиной с заводского аэродрома вскоре взлетели еще две машины. Этим же летом первые три доработанных серийных самолета №№101, 102 и 201 были перегнаны на аэродром ЛИИ, для дальнейших испытаний и доводок. Самолет №101 прибыл в ЖЛИ и ДБ 14.07.60 г, №102 - 24.08.60 и №201 -20.08.60 г. На каждый из трех самолетов были назначены экипажи летчиков-испытателей и наземные технические экипажи: на самолет №101 -летный экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Д.Калиной (ведущий инженер О.И. Белостоцкий), на №102 -Н.Н. Харитонов (Л.Г. Гладун), на 201 - В.Ф. Ковалев (Л.А. Юмашев). 1-ая и 2-ая машины предназначались для снятия летных характеристик на различных режимах полета самолета, в том числе и на больших углах атаки (№102). На второй машине также должны были проверять работу нового оборудования. Третья машина предназначалась для проверки систем вооружения. После прибытия первых самолетов в ЖЛИ и ДБ начались наземные работы и полеты по программе ЗИ. Параллельно с испытаниями серийный завод продолжал производство новых самолетов, в том числе и выпуск опытных модификаций самолетов Ту-22Р, Ту-22К, Ту-22П и Ту-22У. Всего за 1960 г. было выпущено 20 (это количество было задано заводу на 1960 год ПСМ №440-177 от 23.04.60 г. вместо 50) типа Ту-22, из них 10 Ту-22А, 3 -Ту-22Р, 2 - Ту-22К, 2 - Ту-22П, 3 -Ту-22У. Из них, помимо первых трех Ту-22А, на испытания поступили №202 (доводка ВД-7М и исследования взаимовлияния различных систем радиоэлектронного оборудования), №203 ( проверка работы средств спасения, полеты на больших углах атаки), №301 ( работа систем оборудования), №302 ( предназначалась для работ по двигателю НК-6), №303 ( работы по системам оборудования и взлеты с ускорителями), №304 (доводки ВД-7М), №305, первоначально строившийся как Ту-22К, а затем в ходе постройки переоборудованный в опытный Ту-22П и т.д.. Практически все первые серийные машины выпуска 1959-1960 гг. в той или иной степени приняли участие в испытаниях и доводках самолетов типа Ту-22 и их можно считать предсерийными самолетами. По данным завода №22 в 1960 году было сдано заказчику 8 машин. В годовом отчете за 1960 год директор завода Н.И. Максимов подробно охарактеризовал объективные причины снижения темпов производства и сдачи Ту-22:

«По самолету Ту-22 изменена конструкция горизонтального оперения с заменой стабилизатора на новый, управляемый без руля высоты (на всех самолетах). Полностью изменена конструкция воздухозаборника с заменой на ранее выпущенных самолетах. Введена вновь третья гидравлическая система. В незавершенном производстве осталось 38 машин».

Tu22052.jpg

Первый серийный Ту-22А, выпущенный в Казани

Всего самолетов модификации Ту-22А было выпущено 15 штук, в летную эксплуатацию в строевые части ВВС они не поступали: большая часть из них использовалась в программах различных летно-доводочных испытаний, при этом было потеряно в авариях и катастрофах четыре машины, остальные в дальнейшем были переданы в качестве наземных пособий для учебных заведений ВВС, две машины (№№302 и 303) использовались для испытаний и отработок различных систем, до своего списания по ресурсу. В настоящее время единственная сохранившаяся машина Ту-22А №505 (самолет использовался для испытаний вооружения после потери самолета №201) находится в экспозиции Музея ВВС в Монино под Москвой.

Предыдущая Оглавление Следующая