ДБ-3 6-го ДБАП во время советско-финской войны
С 15 сентября по 1 октября 1937 г. три ТБ-3 принимали участие в химических сборах в районе Вольска. Экипажи во главе с комбригом выполнили три тренировки и два зачетных полета с использованием ВАП-500.
На 1 марта 1937 г. в бригаде имелось семь бомбардировщиков ТБ-3. На протяжении всего 1937 г. самолетный парк не пополнялся, но в январе 1938 г. с Воронежского завода и из других гарнизонов в Иваново перегнали 24 ТБ-3.
На 1 февраля 1938 г. в бригаде имелся 31 самолет ТБ-3. 4-я эскадрилья была сформирована к середине мая 1938 г. Вскоре на вооружение эскадрильи поступили ТБ-3, переданные из 2-й АЭ, личный состав которой начал переучивание на бомбардировщик ДБ-3. Восемь бомбардировщиков конструкции Ильюшина эскадрилья получила 3 — 5 июля. С 15 сентября по 20 декабря звено ДБ-3 во главе с командиром 2-й эскадрильи майором Грачевым принимало участие в оперативно-химических учениях под Ташкентом.
Смена матчасти совпала по времени с реорганизацией - 1 июля 1938 г. 19-я авиабригада была переформирована в 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк.
По штатам того времени в полках дальних бомбардировщиков полагалось иметь одну истребительную эскадрилью. Истребительная, 6-я, эскадрилья присоединилась к полку в середине октября 1938 г. Она была перебазирована из Люберец.
13 декабря 1938 г. - дата формирования 5-й эскадрильи полка. Самолеты ТБ-3 для 5-й эскадрильи, подобно самолетам 4-й эскадрильи, взяты из 1-й АЭ, которая начала получать бомбардировщики ДБ-3. К концу 1938 г. полк был укомплектован в полном соответствии со штатом: пять бомбардировочных и одна истребительная эскадрильи. Полк входил в состав 13-й авиабригады (штаб в Калинине) 1-й авиационной армии (штаб в Москве). Самолетный парк полка по состоянию на конец 1938 г.:
ДБ-3 |
ТБ-3 |
У-2 |
Р-5 |
|
1-я АЭ |
7 |
1 |
1 |
- |
2-я АЭ |
6 |
1 |
- |
1 |
3-я АЭ |
1 |
9 |
- |
1 |
4-я АЭ |
- |
9 |
1 |
- |
5-я АЭ |
1 |
9 |
1 |
- |
6-я АЭ |
полностью укомплектована истребителями И-16. |
По итогам 1938 г. полк получил следующие оценки:
- штурманская и бомбардировочная подготовка - удовлетворительно;
- летная подготовка - слабо.
На ДБ-3 летало десять экипажей, из них два экипажа управления полка и восемь из 2-й эскадрильи; 30 экипажей из 1-й, 2-й, 4-й и 5-й эскадрилий летали на ТБ-3.
1938 год завершился для личного состава бригады трагедией - в последний день года, 31 декабря, в учебном воздушном бою разбился летчик старшина Егоров - первая потеря полка.
К концу января 1939 г. в составе полка была сформирована 7-я истребительная эскадрилья. С февраля по июнь 1943 г. личный состав 3-й, 4-й и 5-й эскадрилий изучал самолет ДБ-3.
В середине лета 1939 г. 6-я истребительная эскадрилья под командованием капитана Гугашина убыла на Дальний Восток, где приняла участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол. В составе эскадрильи отличился А. Ворожейкин, удостоенный за бои в Монголии звания Герой Советского Союза.
Следом за 6-й эскадрильей полк лишился и 7-й истребительной эскадрильи. В связи с обострением обстановки на Западе 7-ю эскадрилью перебросили сначала в Монино, затем под Ленинград, в Пушкин, и официально исключили из состава 6-го ДБАП.
Согласно телеграфному распоряжению Генерального Штаба от 7 сентября 1939 г. вступила в силу Директива № 150003сс экз. № 118. По данной Директиве «в связи с осложнением международной обстановки на западе» началось перебазирование полка в западные районы СССР. 10 сентября железнодорожным эшелоном в Шайковку убыл наземный персонал для подготовки приема самолетов и летных экипажей. Под «осложнением международной обстановки» подразумевался освободительный поход Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.
В Историческом формуляре полка можно прочитать: «В связи с положительным разрешением вопроса по Западной Украине и Западной Белоруссии перебазирование остановлено и эшелоны возвращены в Иваново».
Как оказалось, эшелоны вернулись в Иваново на короткий срок. 7-8 сентября наземный состав по железной дороге вновь был отправлен на Запад, теперь под Новгород в Кречевицы. С 14 ноября по 31 декабря 1939 г. в Кречевицах базировался весь полк. 14 и 15 ноября в Кречевицы перелетели 55 полковых ДБ-3 и один ТБ-3. Вся 13-я авиабригада вошла в состав действовавшего против Финляндии Северо-Западного фронта.
До 19 декабря полк не летал по причине плохой погоды. Первый боевой вылет был выполнен 19 декабря в составе 33 самолетов, из которых отбомбились 28 машин:
- по ж.д. станции Хельсинки — 4 ДБ-3;
- по ж.д. станции Сяйние - 8 ДБ-3;
- по ж.д. разъезду Лиимейе - 16 ДБ-3.
С боевого задания не вернулся один ДБ-3 из 1-й эскадрильи. После выполнения боевой задачи над своей территорией при попытке пробить облачность самолет столкнулся с землей. Экипаж в составе командира капитана Жердева, штурмана капитана Козлова, радиста Сысоева и воздушного стрелка Бекенева погиб.
Как известно многим историкам авиации, документация 30-х годов и времен Финской войны в строевых частях практически не сохранилась. Относящиеся в тому периоду записи в Исторических формулярах полков обычно делались в конце 40-х - начале 50-х годов на основании различных документов, а порой и по рассказам ветеранов. А вот в Историческом формуляре 117-го ВТАП сохранились подробные записи, касающиеся Финской войны, редчайший случай. Имеет смысл привести некоторые из этих записей (стиль и орфография сохранены).