Предыдущая Оглавление Следующая

Боевой налет 3653.

За мужество, проявленное в борьбе с белофиннами правительством награждено: трем командирам присвоено звание Героя Советского Союза:

1. Флагманскому стрелку-радисту старшине ЛОПАТИНУ Федору Ивановичу

2.   Помощнику командира полка майору БАЛАШОВУ Ивану Филипповичу.

3.  Помощнику командира 2 АЭ капитану т. ФЕДОРОВУ Евгению Петровичу;

орденами: ЛЕНИНА - 11 чел., «Красного Знамени» - 48 чел. «Красной Звезды» - 25 чел., медалями: «За Боевые Заслуги» - 20 ч. и «За Отвагу» -2 чел. Всего награжденных - 109 командиров.

В конце января в состав полка включили 6-ю эскадрилью (12 самолетов ДБ-3), выделенную из 3-й авиационной армии (Запорожье), а 25 января полк включили в состав 27-й авиабригады.

К концу войны полк был укомплектован сверх штата. После завершения боевых действий полк некоторое время оставался в Кречевицах, а 13 марта в составе 62 экипажей ДБ-3 и одного ТБ-3 перелетел в Курск. 1 9 марта из Кречевиц в Курск отбыл эшелон с инженерно-техническим имуществом и наземным персоналом. В Курск эшелон прибыл 23 марта, перебазирование завершилось.

В Курске полк был переведен на штат мирного времени, а сверхштатные самолеты и экипажи пошли на формирование 100-го дальнебомбардировочного авиаполка, первым командиром которого стал помощник командира 6-го ДБАП Герой Советского Союза майор И.Ф. Балашов.

После перебазирования в Курск полк вошел в состав 64-й авиабригады Западного военного округа. Начальником штаба 64-й бригады в тот период являлся полковник Травников, тот самый Травников, который будучи капитаном, формировал 19-ю бригаду, позже преобразованную в 6-й ДБАП.

В Курске полк не задержался. 1940 г. отмечен массовой реорганизацией Красной Армии. В рамках реорганизации была расформирована 64-я авиабригада, а 6-й ДБАП включили в состав 26-й смешанной авиадивизии, которая базировалась в Тбилиси. Новым местом базирования полка стал аэродром Евлах в Азербайджане.

В Евлах полк перелетел 25 апреля 1940 г. (эшелон с наземными службами прибыл 15 апреля), а уже 1 мая, без предварительной тренировки, шесть девяток ДБ-3 приняли участие в воздушном параде над столицей Грузинской Советской Социалистической Республики.

117trap006.jpg

Страница формуляра полка с данными о награждениях

6  мая вновь состоялся воздушный парад: шесть девяток во главе с командиром полка полковником Тупиковом приняли участие в торжественном открытии Сумур-Дивичинского канала, расположенного в Азербайджане северо-западнее Баку.

Смена места дислокации отразилась на плане боевой подготовки. Теперь большое внимание уделялось полетам над морем. В июне-июле к полетам над морем прошло подготовку 43 экипажа. Над акваторией Черного моря выполнялись полеты продолжительностью 4 ч на дальность 1100 км.

В августе девять ДБ-3 из 3-й эскадрильи принимали участие в совместных учениях Черноморского флота и Закавказского военного округа. По результатам учений экипажи получили оценку «хорошо».

7  ноября 1940 г. четыре девятки бомбардировщиков из 6-го ДБАП принимали участие в воздушном параде над Баку.

Еще одно отступление по поводу Исторического формуляра:

'За свою историю полк не единожды менял место дислокации. Дольше всего он базировался в Шауляе.

Как известно, в 90-е годы осуществлялся вывод сначала советских, а затем российских войск из Западной Европы и Прибалтики. «Вывод» - слово сугубо официальное. Де факто происходило бегство по приказу. Подобного унижения Русская Армия на протяжении последних, по крайней мере, двух-трех столетий не знала.

Говорят, время расставит все по своим местам, история осудит и т.д. Наверное, осудит. Но те, кто отдавал те приказы, ломавшие судьбы тысяч и тысяч людей, приказы, которые являлись надругательством над многими прославленными частями и соединениями, сегодня о суде истории как-то не думают, и, судя по ТВ-картинкам, чувствуют себя превосходно, а совесть их не мучает.

Вернемся, однако, к «выводу» войск. Вывод осуществлялся, мягко говоря, поспешно, а в условиях поспешности потери неизбежны. В Шауляе аккурат под вывод полка сгорела комната Боевой славы. Погибли многие документы, включая часть Исторического формуляра полка, касающуюся Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Кое-что офицерам штаба полка удалось восстановить, но основные сведения, касающиеся боевой работы полка в годы войны, почерпнуты из книги воспоминаний ветерана 6-го ДБАП Б.Н. Масленникова «Труженики фронтового неба», изданной в Новосибирске в 2005 г.

В августе 1941 г. Иран был оккупирован советскими и британскими войсками. В рамках операции по вводу советских войск в Иран самолеты 6-го ДБАП нанесли бомбовые удары по порту Энзели и аэродрому Пехлеви. В частности, экипаж капитана В.И. Лукина выполнил четыре боевых вылета и сбросил свыше 4 т бомб.

С ноября 1941 г. полк под командованием Лукина базируется в станице Кореневской Краснодарского края. Боевые вылеты выполнялись по объектам, расположенным в Крыму, на территории Ростовской области, Южной Украины. Некоторое время полк выполнял особые задания командования и именовался полком особого назначения.

В начале лета наибольшее количество боевых вылетов пришлось на цели, расположенные в окрестностях Севастополя. Особое место занимает бомбардировка пресловутой железнодорожной установки особой мощности «Дора». Орудие-монстр обстреливало осажденный Севастополь из района поселка Дуванкой, что в 20 км от города. Попытки вывести пушку из строя предпринимались неоднократно, но успеха не имели. В очередной раз задачу уничтожить или хотя бы вывести «Дору» из строя поставили перед командованием 132-й бомбардировочной авиадивизии. Командование дивизии поручило уничтожить «Дору» 6-му полку.

Предыдущая Оглавление Следующая