Предыдущая Оглавление Следующая

117trap010.jpg

Экипаж машины "За Петра Первушина" после последней бомбардировки Берлина

С окончанием войны с Германией полки, вооруженные новейшими бомбардировщиками Ту-2, получили приказ перебазироваться на Дальний Восток. Личному составу объявили лишь о перебазировании в Европейскую часть Союза, однако личный состав прекрасно представлял себе маршрут «в общих чертах». Очень красочно и подробно история перелета 6-го ДБАП на Дальний Восток отражена в книге Масленникова:

"Первые промежуточные аэродромы посадки - город Кобрин в Белоруссии и подмосковная Кубинка. На каких аэродромах нам еще предназначено побывать - пока что было не известно, секрет. Впрочем, это был секрет полишинеля. Потому что, как нам стало известно, не только нашему авиакорпусу бомбардировщиков Ту-2 генерала Скока приказано осуществить перелет самолетов на восток, но и такому же корпусу генерала Ушакова. И мы понимали, что беспримерный воздушный бросок более четырехсот бомбардировщиков предполагается совершить не ради прогулки, а для боевых действий против империалистической Японии.

1 июля. Перелет Заган - Кобрин. ... при установленном 30-секундном интервале взлета, экипаж последнего самолета нашей, замыкающей общий строй полка, эскадрильи взлетел через 13 минут после начала взлета группы. ... Полковая группа — колонна эскадрилий в строю клиньев звеньев Ту-2 следовала в направлении Кобрина."

2 июля полк перелетел из Кобрина в Кубинку. 4-го был в Казани, 7-го - в Свердловске, 9-го - в Омске, а 10-го - в Новосибирске. На одном из промежуточных аэродромов с личным составом авиадивизии встретился командующий ВВС Главный маршал авиации Новиков. Напрямую разговор с маршалом отношения к истории полка не имеет, но тема, затронутая в нем, актуальна и по сей день, поэтому вернемся к книге «Труженики неба»:

"- Товарищ Главный маршал, хотелось бы иметь представление о том, что нас ожидает по окончании боевых действий. Большинство из нас служило на Дальнем Востоке еще до войны. ... А что - и после окончания войны с японцами мы обречены быть дальневосточниками и забайкальцами? ... Волны взволнованного шумка пролетели-прошелестели по аудитории — то, о чем говорил комэск, таилось в душах многих из нас."

Новиков ответил словами Сталина: «Передайте своим забайкальским соколам, что после завершения Дальневосточной кампании все авиационные части и соединения, базирующиеся до ее начала в составе наших групп войск за границей, будут дислоцированы в европейской части страны...».

"Движение всеобщего вздоха облегчения прокатилось по нашим рядам. А как же? Вожделенная мечта каждого — служить в привычных просторах родного государства, но не восточнее Уральских гор..."

Почему тема актуальна и по сей день? Один пилот после вывода войск из Германии попал служить в гарнизон Серышево, по местным меркам - совсем рядом с Благовещенском. Полгода хватило летчику на принятие решения. Как он сказал: «Пора резко умнеть и поступать в ВВА им. Гагарина». После успешного окончания Академии летчик продолжает службу в «привычных просторах родного государства» западнее Уральских гор. А вообще, Дальний Восток - прекрасное место.

Как показали последующие события, вольно или невольно, но маршал Сталин покривил душой. Но вернемся к перелету полка на войну с Японией. Мелькали дни, мелькали аэродромы: 14-го июля - Красноярск, 15-го - Белая, 16-го - Улан-Удэ, 17-я - Бада, конечная точка маршрута. Далее предстояло лететь в точку № 5, как скромно назвал ее в своей книге Масленников «пятая точка». Пятой точкой известно что называют. В точку № 5 предстояло лететь с полностью заправленными топливными и масляными баками, с полным боекомплектом к бортовому стрелковому оружию и бомбовой нагрузкой из девяти бомб ФАБ-100 в люках и двух ФАБ-250 на внешней подвеске под центропланом. Из точки № 5, в случае чего, первый боевой вылет предполагалось выполнить «на собственных ресурсах». Подготовка к перелету в «пятую точку» завершилась 3 августа. 4-го была объявлена готовность № 2, а 5-го полк перелетел на полевой аэродром в Монголию, в район Тамцак-Булака.

«Пятая точка» - служебно-жилой «массив» из нескольких десятков палаток, вблизи которых красовалось посадочное «Т». ... Аэродром - большая ровная грунтовая площадь, позволяющая выполнять взлет и посадку в любой точке летного поля. Лишь бы не попасть колесами шасси в норы сусликов, которых здесь множество.

Приказ на боевой вылет поступил 8 августа. Утром 9 августа полку в составе трех эскадрилий предстояло нанести удар по железнодорожной станции и укрепрайону Холун-Аршан, а также по расположенному рядом аэродрому. Полным составом полк выполнил, помимо вылета утром 9 августа, еще два боевых вылета. В дальнейшем летали мелкими группами, чаще всего звеньями.

117trap011.jpg 117trap012.jpg
Лейтенант Погодин А.И. у своего Ту-2 №26, о. Сахалин, 14 сентября 1945 года Ту-2 именной эскадрильи "Москва"

Предыдущая Оглавление Следующая