Последний боевой вылет на бомбежку ж.д. станции Солунь был выполнен 11 августа. «Полк, как и вся бомбардировочная авиация Забайкальского фронта, остался невостребованным». Война еще не завершилась, но полк уже не воевал, хотя экипажи несли боевое дежурство у самолетов. О войне с Японией написано не так уж много, тем ценнее наблюдения очевидца. Причем наблюдения не относительно войны как таковой, а как ее воспринимали авиаторы:
"Нашу вахту-дежурство и некоторую неопределенность мы воспринимали как временную и заслуженную передышку в нашем нелегком «броске» из-под Берлина до Монголии, включая в этот «бросок» и боевые полеты над монгольско-маньчжурскими просторами. Полк достойно выполнил свою боевую работу - способствовал ратным успехам Забайкальского фронта и, стало быть, скорейшему окончанию войны. Но «броску» нашему конца пока что не было видно. "
Так и случилось - бросок продолжался. 17 августа полк перелетел в Хайлар. Здесь личному составу объявили, что в составе 6-го бомбардировочного авиакорпуса полк будет включен в войска Советской зоны оккупации о. Хоккайдо. Началась подготовка к перелету в Варфоломеевку с посадкой для дозаправки на аэродроме Мудацзян.
27 августа Ту-2 ушли из Хайлара в Мудацзян, но из-за плохой погоды сели в Харбине. Заправиться в Харбине не удалось - в цистернах топливохранилища японского аэродрома оказался не бензин, а спирт. Кто-то пожалел, но большинство обрадовалось.
![]() |
![]() |
Начальник штаба 12 ВА генерал-лейтенант авиации Н.Г.Семенов и гл. маршал авиации Герой Советского Союза Новиков А.А. | После совещания начальники штабов 12 ВА перед началом боевых действий против Японии. В центре начальник штаба генерал-лейтенант авиации Н.Г. Семенов. Матат-Самок, МНР. Август 1945 г. |
В Варфоломеевку полк прибыл в первых числах сентября. С ходу началась подготовка к перелету в Японию, предполагаемый аэродром базирования - Саппоро. Лететь вновь предстояло с полной заправкой и с бомбами. 10 сентября поступил приказ о перелете, но не в Саппоро, а на аэродром Камисикука, что на Сахалине.
Некоторое время полк стоял здесь в готовности № 2 к перелету с Сахалина на Хоккайдо. Команда так и не поступила, а полк задержался на аэродроме, расположенном «восточнее уральских гор», на несколько лет. В 1946 г. полк сменил номер - стал именоваться 345-м Берлинским ордена Кутузова III степени тяжелым бомбардировочным авиационным полком.
После Сахалина полк базировался в Кировобаде. В 1959 г. полк переформировали в 117-ю Берлинскую ордена Кутузова III отдельную тяжелую эскадрилью самолетов-заправщиков. На вооружение эскадрильи поступили самолеты М-4. Эскадрилья формировалась в Энгельсе, а местом дислокации был определен Шауляй.
Крупные учения по плану министерства обороны «Волна» проводились в 1961 г. В рамках учений девять заправщиков М-4 выполнили перелет в Украинку с попутной дозаправкой бомбардировщиков 3М из 1226-го ТБАП. В 1962 г. началось переучивание личного состава эскадрильи с заправщиков М-4 на заправщики 3М, одновременно экипажи отрабатывали «традиционные» бомбардировочные задачи на Ту-16. На заправщиках было подготовлено 19 экипажей, на Ту-16 — 22.
В 1964 г. экипажи эскадрильи выполнили 275 полетов на дозаправку топливом бомбардировщиков 3М из 1230-го ТБАП. Экипажи полковника Назимкина и майора Шитина выполнили посадку на Арктическом аэродроме. Впервые экипажами майоров Исаева, Полещука, Шитина и Зари была выполнена дозаправка Ту-95К из 106-го ТБАП над нейтральными водами Мирового Океана.
В 1965 г. полеты на дозаправку Ту-95 и 3М над океаном выполнялись уже регулярно.
«Арктическая тема» получила развитие в 1967 г. - 39 полетов по плану «Купол», в том числе 11 полетов с посадками на арктических аэродромах.
В 1969 г. резко изменились задачи, которые ставились полку, а сам полк сменил наименование на «117-й Берлинский ордена Кутузова III степени отдельный полк электронного подавления» (директива Генерального Штаба от 22 ноября 1969 г.). 19 января 1970 г. на аэродроме Шауляй произвели посадку шесть самолетов Ан-12ППС, пилотируемые летчиками майорами В.А. Ложкиным, В.М. Ткачевым, капитанами B.C. Бондаренко, А.А. Серенко и старшими лейтенантами А.Н. Баженовым, А.П. Секаевым. Это были первые постановщики помех 117-го полка. В январе-феврале 1970 г. пополнялся самолетный парк полка, прибывал личный состав. К началу марта в полку имелось десять Ан-12ППС и два Ан-12БК. На год были поставлены следующие задачи:
- формирование 1-й и 2-й авиационных эскадрилий
- теоретическое и практическое освоение новой боевой техники.
- подготовка экипажей к ведению боевых действий по постановке активных и пассивных помех в боевых порядках отряда днем и ночью.
Впервые экипажи полка приняли участие в учениях 26-й воздушной армии, которые проходили в период с 26 февраля по 6 марта 1970 г., то есть фактически до завершения формирования полка. Было выполнено десять самолето-вылетов с общим налетом 36 часов.