Предыдущая Оглавление Следующая

Серьезные потери в личном составе задержали процесс формирования полка. Лишь к концу октября 1943 г. полк стал полнокровной боевой единицей и получил наименование «110-й авиационный полк Дальнего Действия». Полк вошел в состав 12-й бомбардировочной авиационной дивизии Дальнего Действия. На вооружении состояли самолеты Ли-2 с двигателями АШ-82 и ПС-84, оснащенные бомбардировочной аппаратурой и оборонительным вооружением. В декабре 1943 г. начали поступать самолеты Ли-2 со штурманскими кабинами. Матчастью полк комплектовался непосредственно с завода № 84. До конца 1943 г. экипажи полка действовали под Выборгом. В период с 22 по 27 декабря полк выполнил 24 боевых вылета на десантирование людей и грузов на правом берегу Днепра в 40 км восточнее Киева (так в тексте, как правый берег оказался восточнее Киева - неизвестно, прим. ВВС). Затем выполнялись полеты на бомбометание обороны противника на Перекопском перешейке. Завершил год полк ударами по позициям артиллерии, обстреливавшей Ленинград.

Вместе с другими полками АДД, 110-й полк принимал участие в налетах на Хельсинки 6, 17 и 26 февраля 1944  г. По Финляндии было произведено 779 боевых вылетов.

21 апреля 1944 г. экипажем Ковалева был выполнен 1000-й боевой вылет в полку.

С 6 марта по 15 апреля 1944 г. полк наносил удары по переднему краю обороны противника под Псковом и Нарвой, выполнено 190 боевых вылетов. 9 апреля экипаж полка метким бомбовым ударом сорвал начавшееся наступление противника в районе Аувере, что в 14 км северо-западнее Нарвы, выполнено 40 боевых вылетов. Командующий фронтом генерал-полковник Говоров объявил благодарность.

Все лето 1944 г. полк действовал в интересах 1-го Белорусского фронта, проводившего операцию «Багратион». Помимо вылетов на бомбометание, выполнялись транспортные полеты в освобожденный Минск. 28 августа 1944 г. - особый день в истории полка: в этот день был выполнен первый боевой вылет на бомбометание объектов, расположенных на территории Германии, 24 самолета нанесли удар по железнодорожной станции Инстербург.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 августа 1944 г. за мужество и героизм личного состава, высокую организованность в боевой работе по освобождению Белоруссии и города Минска от немецко-фашистских захватчиков полку присвоено почетное наименование «Минский».

В сентябре полк наносил удары по Кенигсбергу, Гдыне, Свинемюнде.

Приказом НКО от 5 ноября 1944 г. 110-й Минский бомбардировочный авиаполк преобразован в 33-й гвардейский Минский бомбардировочный авиаполк Дальнего Действия.

196gtrap004.jpg

Выпуск боевого листка

В апреле 1945 г. полк наносил удары по Берлину и его окрестностям, по укрепленным пунктам обороны немцев под Кюстрином. 22 апреля в полном составе полк нанес удар по объектам в районе Тиргартена. Последний боевой вылет выполнен 7 мая 1945 г. - 13 экипажей бомбили Свинемюнде.

За время войны полк несколько раз получал Благодарности Верховного Главнокомандующего:
-  28 января 1945 г.: за отличные боевые действия при овладении городом Клайпеда
-  29 марта 1945 г.: за отличные боевые действия при овладении городом Гдыня
-  30 марта 1945 г.: за отличные боевые действия при завершении разгрома Данцигской группы и овладении штурмом города и крепости Данциг
-  9 апреля 1945 г.: за прорыв обороны по западному берегу реки Одер
-  2 мая 1945 г.: за овладение городом Берлин
-  5 мая 1945 г.: за отличные боевые действия при овладении городом Свинемюнде.

1 февраля 1946 г. полк переведен на штат мирного времени и переименован в 196-й гвардейский Минский дальнебомбардировочный авиаполк. 16 апреля 1946 г. полк был выведен из состава 18-й армии и передан в 16-ю воздушную армию с изменением наименования на 196-й отдельный транспортный авиационный полк. С июня личный состав приступил к работе по плану боевой подготовки транспортной авиации. Командующий 16-й ВА отдал приказ снять с самолетов все бомбардировочное оборудование. Полк отрабатывал десантирование посадочным способом подразделений 57-й стрелковой дивизии. Обучение пехоты погрузке-разгрузке проводилось на аэродроме Эрфурт. С июля по декабрь 1946 г. проведено пять полковых летно-тактических учений, в ходе которых самолетами Ли-2 перевезено 3533 человека и 50 750 кг грузов, в том числе семь орудий и 57 минометов.

В мае 1947 г. полк передали из 16-й в 13-ю воздушную армию. На основании приказа ГШ от 29 сентября 1947 г. полк перебазировался с аэродрома Апьтес-Лагер (Германия) на аэродром Синалена (Эстония). В Эстонии полк приступил к совместной подготовке с частями 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. И.В. Панфилова. В 1948 г. средний налет на пилота составил 95 ч 30 мин, из 30 экипажей полка 27 были подготовлены к полетам днем и ночью, в ПМУ и СМУ. Продолжалась совместная боевая подготовка с частями 8-й гв. стрелковой дивизии, а с ноября началось обучение десантированию посадочным способом офицеров 45-й гвардейской стрелковой дивизии. За год с подразделениями 8-й гв. СД проведено два ЛТУ с практическим десантированием парашютным способом, «облетано» 4000 солдат, сержантов и офицеров 8-й гв. СД и 120 человек из 45-й гв. СД. Одно ЛТУ проведено с подразделениями ВМФ. В августе 1948 г. производилась проверка Главной Инспекцией ВС СССР на готовность 8-й гв. СД и 196-го гв. ОТАП. По результатам поверки сделан следующий вывод: 196-й гвардейский отдельный авиатранспортный полк подготовлен к десантированию стрелковых подразделений без табельного тяжелого вооружения и автотранспорта в составе полка днем в СМУ и полностью обеспечил программы воздушно-десантной подготовки 8-й гвардейской стрелковой дивизии. Поставленные на 1948 г. задачи боевой подготовки полк выполнил полностью.

В апреле 1949 г. в ходе очередной реорганизации полк передали из 13-й ВА в 281-ю авиационную транспортную Новгородскую Краснознаменную дивизию Воздушно-десантной армии, после чего полк стал именоваться как «196-й гвардейский Минский транспортно-десантный». Летом проводились ЛТУ с частями 15-го воздушно-десантного корпуса.

Самолеты Ли-2 были плохо приспособлены к перевозке техники и тяжелого вооружения, поэтому в конце 40-х - начале 50-х гг. в составе транспортных авиаполков имелись планерные эскадрильи — техника доставлялась планерами. В 1951 г. в 196-м полку имелось три самолетные эскадрильи (Ли-2) и одна планерная. В августе полк составом 27 самолетов Ли-2 принимал участие в показном учении 107-й воздушно-десантной дивизии, проводимом командующим Киевским военным округом. Дивизия десантировалась в районе Черкасс парашютным способом. В декабре 1952 г. планерная эскадрилья из состава полка была исключена, взамен введена самолетно-планерная эскадрилья.

Предыдущая Оглавление Следующая