В военно-транспортной авиации США также отрабатывали и отрабатывают полеты и десантирование с ПМВ, но занимаются этим видом боевой подготовки лишь в 16-й авиатранспортной эскадрилье. На вооружении эскадрильи состояли 13 специально модернизированных самолетов С-141В SOLL II, которые заменяются самолетами С-17. В отечественной ВТА на ПМВ летали «обычные» полки, хотя, конечно, селекция экипажей существовала. Можно в очередной раз побросать камни в «родной огород», дескать не ценят людей, не готовят технику... Когда в Твери в штабе 196-го ВТАП зашел разговор на тему полетов на ПМВ, то летчики особо не стали развивать тему на словах а показали «кино» на видео. Кино было снято не столь давно в Африке из кабины Ан-12. Не секрет, что по всему миру в различных частных авиакомпаниях летает огромное количество списавшихся из российских ВВС летчиков, штурманов, бортинженеров. Вот один из таких экипажей и взял в полет видеокамеру. Но что сказать - Голливуд отдыхает! Кадры полета над кромкой прибоя ниже макушек растущих на берегу пальм воздействуют на нервную систему круче любых спецэффектов. Знающие люди утверждают, что самолетом управляли обычные, только очень опытные пилоты. Старый самолет, никаких спецсистем, вроде системы предупреждения об опасном сближении с землей, это пилоты - русские. «Так летать нельзя, но мы умеем», - таково было резюме действующих пилотов ВТА.
9-10 марта 1970 г. полк в количестве 26 самолетов принимал участие в учениях «Двина», оценка «отлично». В октябре 1970 г. 4 экипажа полка выполняли задание по доставке парашютным способом грузов на СП-16. Руководитель группы гв. подполковник Д.Л. Свердлов награжден орденом Знак Почета. Полеты на Север выполнялись из года в год. В ноябре 1974 г. группа в составе 12 экипажей под руководством заместителя командира полка гв. подполковника Д.Л. Свердлова выполнила доставку грузов парашютным способом на о. Визе в Северном Ледовитом океане, доставлено 374 т грузов. В апреле 1979 г. группа из десяти Ан-12БП с аэродрома Тюмень и пяти Ан-12БП с аэродрома Салехард выполнила перевозку буровых труб, бурового оборудования и продовольствия на аэродромы Ново-Апанск, Красноселькуп, Уренгой, мыс Харасавей, Тазовское, Сургут. Работы производилась в интересах министерства геологии, выполнено 334 рейса, перевезено 3296 т груза и 86 человек. С 1 по 20 апреля восемь Ан-1 2 перевозили трубы и буровое оборудование из Тюмени и Салехарда на аэродромы Уренгойского газового месторождения. За 20 дней экипажи в среднем налетали по 100 часов - 405 самолето-вылетов, перевезено 2049 т грузов и 129 человек. С 27 сентября по 10 апреля 1982 г. экипажи гв. подполковника Н.П. Блинова и гв. майора В.А. Бородина десантировали парашютным способом продовольствие и горючее на СП-25, выполнено 9 самолето-вылетов. С 3 по 17 мая 1984 г. по программе Экспарк-84 экипажи гв. майора А.И. Максимова и гв. майора В.Н. Бородина на Ил-76МД произвели парашютное десантирование личного состава, грузов и техники на СП-26 и СП-27, выполнено 22 самолето-вылета. Май 1986 г. - «Экспарк-86»: экипажи гв. майора А.И. Максимова и гв. майора В.А. Бородина на Ил-76МД доставили парашютным способом на СП-27 и СП-28 людей и грузы, выполнено 8 самолето-вылетов. В апреле 1987 г. - очередной «Экспарк»: экипажи гв. майоров А.И. Максимова и А.И. Ушакова парашютным способом доставила грузы на СП-27, СП-28, острова Визе и Уединения.
Афганистан.
7-8 марта 1971 г. проведены учения по плану командования Прибалтийского военного округа. Отрабатывались действия ВТАП по десантированию воздушного десанта с прицеливанием по автономным средствам в условиях помех с преодолением ПВО противника. Учения проводились во взаимодействии с частями 7-й гв. вдд, 1-й гвардейской истребительной авиадивизией и 117-м отдельным разведывательным авиаполком. От полка в учениях принимали участие 26 экипажей, парашютным способом десантировано 672 человека. С 11 по 15 июля 1971 г. полк составом 18 экипажей обеспечивал маневр фронтовой авиации на учениях «Удар-71». Аналогичные учения по переброске подразделений фронтовой авиации выполнялись в 1972 г. Как и другие полки ВТА, 196-й ВТАП принимал участие в перевозках по «воздушному мосту» на Ближний Восток, восполняя потери арабов в вооружении и боевой технике. С 12 октября по 17 ноября 1973 г. в Сирию и Египет выполнено 425 самолето-вылетов с налетом 1657 ч, перевезено 526 т грузов и 175 человек. 26 солдат и офицеров из 196-го ВТАП за перевозки на Ближний Восток отмечены Правительственными наградами.
В декабре 1979 г. полк начал освоение самолетов Ил-76М. Наземная стажировка летных экипажей проходила на базе 128-го гвардейского ВТАП. Первыми осваивал новую технику личный состав 1-й АЭ, командир гв. полковник военный летчик 1-го класса Н.П. Блинов. 6 августа первые четыре экипажа приступили к полетам на Ил-76М. Первый Ил-76М полк получил 24 августа, 27 августа - второй, еще два Ил-76 прибыли в полк 4 октября. К концу года в полку имелось четыре Ил-76М и 25 Ан-12БП.
![]() |
![]() |
Учения "Щит-81" | Посадка в Арктике |