С 14 по 27 декабря 20 Ан-12БП и один Ил-76М выполняли перевозки боевой техники и грузов в Афганистан. Командиры экипажей Ан-12: Симонов, Овчинников, Ярошевич, Рубанов, Архипов, Пихель, Михайлик, Демин, Руденко, Ушаков, Ситников, Гришкин, Шипулин, Арзямов, Гоголь, Блохин, Эйт, Стрельцов, Рубленовский, Чулочников. Командир Ил-76 - гв. подполковник Д.Д. Трифаничев. Всего за 9 лет афганской эпопеи экипажи полка выполнили 2148 самолето-вылетов в ДРА, перевезли 76123 человека и 63820 т грузов. Так, в 1983 г. в Афганистан перевезено 16238 человек, 3946 т грузов, произведено 430 самолето-вылетов. В 1984 г. — 534 самолето-вылета, 11589 человек, 4690 т грузов. В 1984 г. было проведено дивизионное учение, в ходе которого из Кировобада в Кабул доставлено:
- 335 человек личного состава ВДВ
- 28 БМД-1;
- 8 БТРД;
- 5 Урал-375;
- 5 ЗиЛ-131;
- 1 УАЗ-452.
В 1987 г. в Афганистан перевезено в 534 самолето-вылетах 15299 человек, 3214 т груза.
В декабре1988 - феврале 1989 г. экипажи Немкина, Максимова, Ушакова, Панфилова, Гришкина, Архипова, Конченкова, Трофимова, Бородина и Минина принимали участие в завершающем этапе вывода советских войск из ДРА.
В феврале 1980 г. полк привлекался к обеспечению учений Дальней Авиации: из Сольцов в Дягилево были доставлены средства поражения и авиационное оборудование 6-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. По состоянию на 1 декабря 1980 г. самолетный парк полка состоял из 21 Ил-76 и семи Ан-12БП.
В 1981 г. с 8 апреля по 10 апреля четыре Ил-76 тремя рейсами обеспечили маневр 55-го отдельного боевого вертолетного полка с аэродрома Луцк на аэродром Бжег. В учениях «Запад-81» принимало участие десять Ил-76. С 8 по 10 апреля 1981 г. шесть Ил-76 обеспечили маневр вертолетного полка с аэродрома Луцк на аэродром Бжег (Польша).
На встрече с французскими коллегами
![]() |
![]() |
Техническое обслуживание Ил-76 |
2~3 июля 1984 г. полк принимал участие в учениях «Запад-84», в ходе которых на площадку Лукенвальде десантировано парашютным способом 960 человек. В рамках учений «Запад-84» 4 сентябре в Лукенвальде посадочным способом десантировано 30 БМД-1 и 328 человек из 108-го парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
С 9 по 22 декабря 1988 г. полк оказывал помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Перевезено 224 крана, 1557 т других грузов, 994 человека. Выполнено 288 полетов.
В 1990 г. выполнялись перевозки в Анголу: 1611 самолето-вылетов, 57 162 человека, 17730 т груза. Летали экипажи Трофимова, Люткова, Ушакова, Коченкова, Максимова, Бородина, Неверова, Пискунова, Прокопьева. В 1990 г. полк стал лучшим в ВТА, в феврале Главнокомандующий ВВС вручил полку Вымпел Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». После провозглашения Эстонией независимости было принято решение о перебазировании полка из Тарту в Тверь. Полк стал базироваться на аэродроме Мигалово. В январе 1993 г. полк вновь вошел в состав 3-й гв. ВТАД.
В 1992 г. выполнялись перевозки в Сирию, Германию, Польшу, Югославию, Мозамбик, Кубу, Вьетнам, Канаду, по странам СНГ. С начала 90-х годов полк удерживает «пальму первенства» в ВТА по количеству зарубежных командировок. С одной стороны, такие полеты престижны, а кроме того, чего греха таить, и прибыльны для их «участников». С другой стороны такие полеты налагают особую ответственность на летный и технический состав. Самолеты летают по международным воздушным линиям, где радиообмен ведется на английском языке. В 60-70-е годы при полетах за рубеж в состав экипажей включали переводчиков. Сегодня переводчики уже не нужны - английским владеют члены экипажей. Естественно, что радиообмен ведется на международных частотах, поэтому радиосвязное и радионавигационное оборудование самолетов дополнено аппаратурой, обеспечивающей полеты по МВЛ, а также приемниками GPS. Официально за рубеж летают Ил-76 из 224-го летного отряда. И самолеты, и экипажи 224-го летного отряда проходят международную сертификацию. Самолеты легко отличить по эмблеме на киле - стилизованный лебедь и номер «224». Больше всего таких самолетов в 196-м ВТАП. Срочные перевозки гуманитарных грузов зачастую осуществляют не гражданские Илы и не самолеты МЧС, а ВТА. Тому немало как объективных, так и субъективных причин. Гражданские экипажи допускаются к перевозкам только после двух-трех «технических» рейсов по маршруту, необходимых для знакомства с трассой. Экипажи ВТА выполняют перевозки по незнакомым трассам «с первого захода» - два-три дня на знакомство с трассой дается «дома», на земле. Понятно, что оперативность ВТА гораздо выше, а при доставке грузов в пострадавшие от стихии районы время играет определяющую роль. Так было при ликвидации последствий землетрясения на Курилах в 1994 г. и при ликвидации последствий разрушительного наводнения в Юго-Восточной Азии в 2005 г., во многих других случаях.