Заместитель командира 28-го гв. ИАП гв. майор A3. Кисляков
За время Великой Отечественной войны летчики полка уничтожили 509 самолетов противника, 12 аэростатов, 19 танков, 184 артиллерийских орудия, 85 минометов, три бронепоезда, пять паровозов, 330 ж.д. вагонов, 40 мотоциклов, 905 автомашин, большое количество живой силы. Собственные боевые потери полка составили 64 летчика, шесть человек инженерно-технического состава и 94 самолета. Девять летчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза (четверым - Ф.М. Мазурину, Н.Ф. Пасько, А.В. Кислякову и Л.А. Быковцу звание Героя присвоено указом от 18 августа 1945 г.), А.С. Смирнов стал дважды Героем.
В Параде Победы в Москве приняли участие А.С. Смирнов, Л.А. Быковец, Ф.М. Мазурин, СИ. Коробов, Б.Д Милехин.
После капитуляции Германии полк перебазировался на аэродром Гросс-Диршкайм.
количество боевых вылетов |
||||||
всего |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
|
бомбардировка и штурмовка аэродромов |
836 |
107 |
.- |
.- |
26 |
703 |
бомбардировка и штурмовка войск и техники |
1719 |
1155 |
- |
39 |
42 |
483 |
разведка |
1141 |
744 |
12 |
154 |
93 |
138 |
сопровождение бомбардировщиков |
5170 |
1010 |
905 |
980 |
1542 |
693 |
прикрытие своих войск |
3895 |
1250 |
240 |
716 |
1529 |
160 |
свободная охота |
86 |
- |
- |
- |
48 |
38 |
перехват |
1198 |
904 |
80 |
46 |
130 |
38 |
Уничтоженные самолеты противника, 1941—1945 гг. |
||||||
всего |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
|
истребители |
410 |
49 |
47 |
95 |
86 |
57 |
бомбардировщики |
76 |
12 |
28 |
29 |
3 |
4 |
прочие типы |
25 |
1 |
2 |
21 |
1 |
- |
аэростаты |
12 |
3 |
- |
8 |
- |
1 |
У поврежденных самолетов Люфтваффе, аэродром Гросс-Диршкайм, весна 1945 г. Стоят — гв. подполковник-инженер Красновский, инженер по вооружению Плугин. Сидит — летчик гв. л-т В. Волков
Со 2 по 26 июня 1946 г. личный состав проходил переучивание на истребитель Р-63 «Кингкобра». 2 июля 42 экипажа убыли в Красноярск за «Кингкобрами». В середине августа летчики полка перегнали из Красноярска на аэродром Гавунден 41 истребитель Р-63 «Кингкобра», но эти самолеты предназначались отнюдь не для 28-го гв. иап. «Кингкобры» передали в 57-й гв. иап 5-й гв. иад, а 28-й полк продолжал эксплуатировать просто «Кобры». В июне 1947 г. началось переучивание на реактивный истребитель Як-15. В связи с грядущим переучиванием 13 мая полк перелетел с аэродрома Гросс-Диршкайма на аэродром Зидлунг (Калининградская обл.). К 30 июля все летчики полка самостоятельно вылетели на реактивных Яках (на Як-15 было подготовлено 53 пилота), параллельно полк продолжал отрабатывать задачи боевого применения на поршневых «Кобрах». «Промежуточным» типом, посредством которого пилоты переучивались с Р-39 на Як-15 стал истребитель Як-9, в полку в тот период имелось шесть Як-9.
Як-15, как известно, фактически являлся истребителем Як-9, у которого поршневой мотор заменили реактивным двигателем. Изначально Як-15 рассматривался командованием ВВС в качестве своего рода переходного самолета, призванного облегчить переход летчиков с «аэропланов поршневых» на «аэропланы реактивные». Не удивительно поэтому, что уже в августе 1947 г. летный и технический состав получил задачу освоения другой реактивной матчасти — истребителя МиГ-9. 24 октября 1947 г. в полк по железной дороге в разобранном виде прибыло восемь истребителей МиГ-9. До конца года полеты на МиГ-9 не производились по причине плохой погоды и из-за неготовности аэродрома.
На 1948 г. перед личным составом полка была поставлена задача закончить переучивание на реактивный истребитель МиГ-9 и приступить к полетам на нем по курсу боевой подготовки; продолжать совершенствование личного состава в полетах на больших высотах и в сложных метеоусловиях на истребителях Р-39 и Як-15.
С 19 по 21 июля 1948 г. под руководством генерал-полковника авиации Науменко были проведены опытные учения 2-й эскадрильи, вооруженной истребителями Як-15, в ходе которых отрабатывались способы и методы уничтожения морских подвижных целей бомбардировщиками и штурмовиками во взаимодействии с реактивными истребителями.
Практическое переучивание на МиГ-9 началось 12 февраля 1948 г., полеты выполнялись с аэродрома Повунден, так как полосу базового аэродрома Зидлунг требовалось удлинить под новую матчасть. К 24 апреля 1948 г. на МиГ-9 самостоятельно вылетели 50 летчиков. По окончании реконструкции аэродрома Зидлунг полк вернулся к месту постоянного базирования. Первые полет на МиГ-9 в Зидлунге были выполнены 7 июня 1948 г. Личный состав приступил к полетам на боевое применение МиГ-9, параллельно летая на Як-15 и Р-39. В течение июля—августа 1948 г. было получено 42 истребителя МиГ-9. 8 августа 1948 г. все поршневые самолеты были сданы в 1-й гв. иап и в ВВС 4-го ВМФ, а реактивные Яки-15 переданы в 72-й гв. иап.