Предыдущая Оглавление Следующая

17 августа 1948 г. 28-й гв. иап получил приказ о перебазировании на аэродром Мигалово (г. Калинин, ныне Тверь). Полк по-прежнему входил в состав 5-й гв. иад. Подготовка к перебазированию началась 27 августа 1948 г. Истребители перевозили в Калинин по железной дороге. Перебазирование осуществлялось в период с 9 по 19 сентября 1948 г. 23 сентября технический состав приступил к сборке истребителей, а летчики начали осваивать новый район полетов, летая на поршневых самолетах, для чего полк временно получил три «Кобры» и одну двухместную «Кингкобру». Сборка МиГов была завершена к концу октября 1948 г. С 1 октября 1948 г. полк приступил к летной работе на МиГ-9 с аэродрома Мигалово и заступил на боевое дежурство звеньями в составе ПВО Москвы. На несколько десятилетий 28-й гв. иап стал полком ПВО.

Самолетный парк 28-го гв. иап на январь 1948 г.
МиГ-9 8
Як-15 11
Р-39 28
УР-63 3
Як-9 5
АТ-6 1

Суммарный налет летчиков полка в 1948 г. составил 1978 ч 20 мин. По типам самолетов налет распределялся следующим образом:

тип количество полетов налет
МиГ-9 931 312 ч 16 мин
Як-15 495 176 ч 43 мин
Як-17 198 38 ч 19 мин
Р-39 661 527 ч 57 мин
УР-63 1273 278 ч 05 мин
АТ-6 150 64 ч 20 мин
Як-11 259 50 ч 04 мин
По-2 1043 451 ч 08 мин

Первенцы советской реактивной истребительной авиации не долго задержались на вооружении 28-го гв. иап. Уже в ноябре 1949 г. полк сдал самолеты МиГ-9 в 328-ю иад ПВО и приступил к освоению истребителя МиГ-15.

С 22 июня 1950 г. по 29 октября 1951 г. полк находился в «Правительственной командировке», что в переводе с языка советского официоза означает участие в Корейской войне. В Корее летчики 28-го гв. иап сбили 59 американских самолетов, собственные потери составили три истребителя МиГ-15, потерь в людях полк не понес.

Из Кореи полк вернулся на новый аэродром базирования — в Клин.

Как во многих полках ИА ПВО, на вооружении 28-го гв. иап состояли МиГ-17-е двух модификаций — «Ф» и «ПФ»; МиГ-17 полк освоил в 1954 г.

В 1957 г. личный состав полка переучился на сверхзвуковые МиГ-19. До конца года к перехватам на истребителе МиГ-19 на высотах до 17000 м было подготовлено шесть летчиков, на высотах до 18000 — два летчика, к ночным перехватам — четыре пилота. Общий налет за год составил 2795 ч, в том числе 342 ч в стратосфере.

До 1967 г. в полку одновременно состояли на вооружении истребители МиГ-17 и МиГ-19. На МиГ-17-х отрабатывались задачи перехвата на малых высотах, на МиГ-19 — в стратосфере.

28gviap023.jpg 28gviap024.jpg
Перед полетом на пилотирование МиГ- 15УТИ по приборам. В передней кабине Лебедкин, в задней Николайчик. Аэродром Клин, 1954 г. Прощание с Боевым Знаменем 5-й гвардейской Валдайской истребительной авиадивизии, Клин, 1958 г.

В 1957 г. полк перебазировался из Клина в Калининскую область на вновь построенный аэродром авиации ПВО в поселке Андреаполь (с 1967 г. город Андреаполь); в Андреаполе полк базируется и поныне. В мае 1958 г. в Клину была расформирована 5-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, в состав которой полк входил с момента ее формирования.

В августе 1960 г. в связи с расформированием 17-й иад полк стал подчиняться непосредственно штабу 2-го корпуса ПВО Московского округа ПВО.

В 1967 г. личный состав полка внес свой посильный вклад в исполнение «интернационального долга», восполнив своими самолетами потери арабов в войне с Израилем. Египет и Сирия умудрились в течение нескольких дней, если не часов, лишиться почти всей своей военной авиации. В кратчайший срок 30 истребителей МиГ-17 были разобраны и подготовлены к перевозке по воздуху. За сутки военно-транспортными самолетами Ан-12 истребители перебросили в Египет. Для сборки и облета МиГов в командировку на Ближний Восток убыли летчики гв. капитаны Гусаров и Сизов, инженер полка гв. майор Язынин, инженер эскадрильи гв. капитан Кузмичев, техники гв. капитаны Чумак и Федоров, гв. старшие лейтенанты Нестеров, Максимов, Рябов, Ермолов, Татаринцев, Сачков, Шлыков. За успешное выполнение Правительственного задания майор Язынин был награжден министром обороны СССР именными часами.

Андреаполь к разряду «показушных» аэродромов не относился никогда: обычная база, строевой полк. Тем не менее, именно в Андреаполь привез в конце 60-х годов маршал Батицкий внушительную делегацию старших офицеров армий Варшавского Договора для изучения боевого опыта. Просто «обычный строевой» полк в тот период стал лучшим в ИА ПВО и был награжден переходящим Красным Знаменем Президиума Верховного Совета СССР.

В 1968 г. личный состав 1-й эскадрильи приступил к освоению перехватчиков Су-15, первые десять «сушек» прибыли в феврале. Первым на Су-15 самостоятельно вылетел командир полка подполковник Гришин, за ним последовали майоры Белов, Коновалов, капитаны Печенкин, Тульнев, Сизов. Еще десять Су-15 полк получил 18 сентября, перегон истребителей с завода выполняли летчики 1-й эскадрильи 28-го гв. иап.

Первые пуски ракет с перехватчиков Су-15 были выполнены на полигонах в октябре 1968 г. Оценка за пуски — «отлично». Гвардии майоры С.Д. Белов и Л.Н. Коновалов за успешное освоение новой техники были награждены орденами Красной Звезды.

В связи с событиями в Чехословакии 3-я эскадрилья перебазировалась на аэродром Смоленск, где несла боевое дежурство на истребителях МиГ-17.

Подготовка пилотов на истребителях-перехватчиках Су-15

декабрь 1968 г.

декабрь 1969 г.

днем в ПМУ

14

31

днем в облаках

8

25

ночью в ПМУ

10

21

ночью в облаках

5

16

Предыдущая Оглавление Следующая