17 августа 1948 г. 28-й гв. иап получил приказ о перебазировании на аэродром Мигалово (г. Калинин, ныне Тверь). Полк по-прежнему входил в состав 5-й гв. иад. Подготовка к перебазированию началась 27 августа 1948 г. Истребители перевозили в Калинин по железной дороге. Перебазирование осуществлялось в период с 9 по 19 сентября 1948 г. 23 сентября технический состав приступил к сборке истребителей, а летчики начали осваивать новый район полетов, летая на поршневых самолетах, для чего полк временно получил три «Кобры» и одну двухместную «Кингкобру». Сборка МиГов была завершена к концу октября 1948 г. С 1 октября 1948 г. полк приступил к летной работе на МиГ-9 с аэродрома Мигалово и заступил на боевое дежурство звеньями в составе ПВО Москвы. На несколько десятилетий 28-й гв. иап стал полком ПВО.
Самолетный парк 28-го гв. иап на январь 1948 г. | |
МиГ-9 | 8 |
Як-15 | 11 |
Р-39 | 28 |
УР-63 | 3 |
Як-9 | 5 |
АТ-6 | 1 |
Суммарный налет летчиков полка в 1948 г. составил 1978 ч 20 мин. По типам самолетов налет распределялся следующим образом:
тип | количество полетов | налет |
МиГ-9 | 931 | 312 ч 16 мин |
Як-15 | 495 | 176 ч 43 мин |
Як-17 | 198 | 38 ч 19 мин |
Р-39 | 661 | 527 ч 57 мин |
УР-63 | 1273 | 278 ч 05 мин |
АТ-6 | 150 | 64 ч 20 мин |
Як-11 | 259 | 50 ч 04 мин |
По-2 | 1043 | 451 ч 08 мин |
Первенцы советской реактивной истребительной авиации не долго задержались на вооружении 28-го гв. иап. Уже в ноябре 1949 г. полк сдал самолеты МиГ-9 в 328-ю иад ПВО и приступил к освоению истребителя МиГ-15.
С 22 июня 1950 г. по 29 октября 1951 г. полк находился в «Правительственной командировке», что в переводе с языка советского официоза означает участие в Корейской войне. В Корее летчики 28-го гв. иап сбили 59 американских самолетов, собственные потери составили три истребителя МиГ-15, потерь в людях полк не понес.
Из Кореи полк вернулся на новый аэродром базирования — в Клин.
Как во многих полках ИА ПВО, на вооружении 28-го гв. иап состояли МиГ-17-е двух модификаций — «Ф» и «ПФ»; МиГ-17 полк освоил в 1954 г.
В 1957 г. личный состав полка переучился на сверхзвуковые МиГ-19. До конца года к перехватам на истребителе МиГ-19 на высотах до 17000 м было подготовлено шесть летчиков, на высотах до 18000 — два летчика, к ночным перехватам — четыре пилота. Общий налет за год составил 2795 ч, в том числе 342 ч в стратосфере.
До 1967 г. в полку одновременно состояли на вооружении истребители МиГ-17 и МиГ-19. На МиГ-17-х отрабатывались задачи перехвата на малых высотах, на МиГ-19 — в стратосфере.
![]() |
![]() |
Перед полетом на пилотирование МиГ- 15УТИ по приборам. В передней кабине — Лебедкин, в задней — Николайчик. Аэродром Клин, 1954 г. | Прощание с Боевым Знаменем 5-й гвардейской Валдайской истребительной авиадивизии, Клин, 1958 г. |
В 1957 г. полк перебазировался из Клина в Калининскую область на вновь построенный аэродром авиации ПВО в поселке Андреаполь (с 1967 г. город Андреаполь); в Андреаполе полк базируется и поныне. В мае 1958 г. в Клину была расформирована 5-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, в состав которой полк входил с момента ее формирования.
В августе 1960 г. в связи с расформированием 17-й иад полк стал подчиняться непосредственно штабу 2-го корпуса ПВО Московского округа ПВО.
В 1967 г. личный состав полка внес свой посильный вклад в исполнение «интернационального долга», восполнив своими самолетами потери арабов в войне с Израилем. Египет и Сирия умудрились в течение нескольких дней, если не часов, лишиться почти всей своей военной авиации. В кратчайший срок 30 истребителей МиГ-17 были разобраны и подготовлены к перевозке по воздуху. За сутки военно-транспортными самолетами Ан-12 истребители перебросили в Египет. Для сборки и облета МиГов в командировку на Ближний Восток убыли летчики гв. капитаны Гусаров и Сизов, инженер полка гв. майор Язынин, инженер эскадрильи гв. капитан Кузмичев, техники гв. капитаны Чумак и Федоров, гв. старшие лейтенанты Нестеров, Максимов, Рябов, Ермолов, Татаринцев, Сачков, Шлыков. За успешное выполнение Правительственного задания майор Язынин был награжден министром обороны СССР именными часами.
Андреаполь к разряду «показушных» аэродромов не относился никогда: обычная база, строевой полк. Тем не менее, именно в Андреаполь привез в конце 60-х годов маршал Батицкий внушительную делегацию старших офицеров армий Варшавского Договора для изучения боевого опыта. Просто «обычный строевой» полк в тот период стал лучшим в ИА ПВО и был награжден переходящим Красным Знаменем Президиума Верховного Совета СССР.
В 1968 г. личный состав 1-й эскадрильи приступил к освоению перехватчиков Су-15, первые десять «сушек» прибыли в феврале. Первым на Су-15 самостоятельно вылетел командир полка подполковник Гришин, за ним последовали майоры Белов, Коновалов, капитаны Печенкин, Тульнев, Сизов. Еще десять Су-15 полк получил 18 сентября, перегон истребителей с завода выполняли летчики 1-й эскадрильи 28-го гв. иап.
Первые пуски ракет с перехватчиков Су-15 были выполнены на полигонах в октябре 1968 г. Оценка за пуски — «отлично». Гвардии майоры С.Д. Белов и Л.Н. Коновалов за успешное освоение новой техники были награждены орденами Красной Звезды.
В связи с событиями в Чехословакии 3-я эскадрилья перебазировалась на аэродром Смоленск, где несла боевое дежурство на истребителях МиГ-17.
Подготовка пилотов на истребителях-перехватчиках Су-15 |
||
декабрь 1968 г. |
декабрь 1969 г. |
|
днем в ПМУ |
14 |
31 |
днем в облаках |
8 |
25 |
ночью в ПМУ |
10 |
21 |
ночью в облаках |
5 |
16 |