Материал подготовил М. Никольский
Формирование 455-го исследовательского бомбардировочного авиационного полка в составе трех эскадрилий началось в марте 1953 г. на базе 1-го бомбардировочного авиаполка Высших авиационных курсов слепой и ночной подготовки летчиков-офицеров ВВС Советской Армии. Формирование полка велось на авиабазе Тамбов. Необходимость создания исследовательского бомбардировочного авиаполка объяснялась массовым переходом ВВС на реактивную технику, вопросы боевого применения которой еще не были отработаны в достаточной степени. Укомплектование проводилось за счет личного состава 1-го бап и других частей ВВС. В апреле 1953 г. формирование части завершилось, а 1 мая в торжественной обстановке полку было вручено Боевое знамя. По окончанию формирования полк стал именоваться «455-й исследовательский авиационный полк» и вошел в состав 79-й исследовательской смешанной авиационной дивизии.
В составе 79-й исад полк оставался год — дивизию расформировали в июле 1954 г. Тогда же полк прошел переформирование на новый штат. Переформирование завершилось в сентябре 1954 г., после чего часть стала именоваться «455-й исследовательско-инструкторский бомбардировочный авиационный полк».
В июле 1954 г. полк был перебазирован из Тамбова на аэродром Воронеж-«Б», известный в народе как «Балтимор». В состав полка тогда входили:
- управление полка;
-
научно-исследовательский отдел;
-
авиационная эскадрилья боевого применения;
-
учебно-тренировочная авиационная эскадрилья;
-
авиационный отряд тренировочных самолетов;
-
группа регламентных работ.
По штату на вооружении эскадрильи боевого применения состояло 17 реактивных боевых самолетов (Ил-28) и два учебно-боевых самолета (УИл-28). В учебно-тренировочной эскадрилье боевых самолетов насчитывалось 11, а учебно-боевых — 8.
На базе 4-й эскадрильи велось переучивание переменного состава (экипажей строевых авиаполков) на бомбардировщик Ил-28. Переучивание велось как на месте базирования полка, так и непосредственно в строевых частях. С августа по декабрь 1954 г. на Ил-28 было переучено 40 экипажей: 18 — в «Балтиморе», остальные — в местах постоянного базирования. Кроме того, экипажами полка в строевые части ВВС с завода был выполнен перегон 24 самолетов Ил-28. По плану исследовательской работы выполнялись следующие программы:
- отработка боевых порядков авиационной эскадрильи и авиационного полка на бомбардировщиках Ил-28;
-
отработка выполнения противозенитного маневра эскадрильей и полком самолетов Ил-28;
-
отработка боевого применения реактивных бомбардировщиков на больших высотах в условиях сильного инверсионного следа;
-
отработка боевого применения реактивных бомбардировщиков с использованием прицела ПСБН-М по различным целям в разное время суток;
-
проведение войсковых сравнительных испытаний двигателей ВК-1А и ВК-1;
-
испытания самолета Ил-28 на износ (по данной программе на одном самолете налетали 405 ч);
-
летные испытания опытной конус-мишени ПМ-13.
Средний налет на экипаж в 1954 г. составил 91 ч.
В 1955 г. продолжалась отработка методов боевого применения бомбардировщиков Ил-28, в том числе с использованием спецбоеприпасов. Большое внимание было уделено разработке тактических приемов воздушного фотографирования объектов, хорошо защищенных средствами ПВО. Налет на исследовательскую тематику составил 23% от общего налета экипажей полка. Продолжалась работа по переучиванию на Ил-28 строевых экипажей (переучено 64 экипажа) и перегону бомбардировщиков с завода в авиаполки ВВС (50 самолетов).