Командир 455-го бап С.Н. Шаталов
После марта 2000 г. экипажи летают по «мирному» плану боевой подготовки. В марте—апреле 2000 г. четыре Су-24М (командир подполковник Ставицкий) принимали участие в учениях «Южный щит Содружества», в которых были задействованы части и подразделения вооруженных сил России, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Самолеты выполнили перелет по маршруту Воронеж — Оренбург — Байконур — Душанбе. С аэродрома Душанбе экипажи полка продемонстрировали показное бомбометание на полигоне «Тигровая балка». В августе 2005 г. проводились двусторонние КШУ по плану командующего войсками КСпН. Такие учения не проводились 15 лет. На маневрах отрабатывались приемы преодоления ПВО, за ПВО «играли» перехватчики МиГ-31 из 790-го иап и Су-27П из 611-го иап. Именно на тех учениях четверку летящих на предельно малой высоте Су-24 смог обнаружить только хотиловский МиГ-31. Аналогичные учения проводились в 2006 г. — прошла «война» 32-го корпуса ПВО с 16-й воздушной армией. В 2006 г. были выполнены летно-тактические учения полка с выполнением полетов на максимальную дальность и работой на незнакомых полигонах, полеты на боевое маневрирование с целью преодоления ПВО противника как в виде ЗРК, так и истребителей.
Как и в других строевых полках ВВС, общая ситуация с полетами в 455-м стала выправляться. Пошел керосин, но осталась общая головная боль — сильный износ техники. Не исключено, что именно износ матчасти едва не стал причиной катастрофы, когда 15 марта 2006 г. при выполнении полета в зону на простой пилотаж (экипаж в составе летчика капитана Р.А. Островерхова и летчика-инструктора майора В.Б. Сергеева) произошло разрушение самолета Су-24М. Самолет развалился в воздухе, но буквально за доли секунды до разрушения майор Сергеев успел привести в действие систему аварийного покидания. В настоящее время буквально на соседнем аэродроме — в Липецке - отрабатываются методы боевого применения Су-34, преемника бомбардировщика Су-24. Не исключено, что первым из строевых частей ВВС новую технику получит именно 455-й бомбардировочный авиационный полк.
Командиры 455-го бомбардировочного авиационного полка
год вступления в должность |
|
Покровский В.К. |
1953 |
Чернов А.Д. |
1956 |
Дьяков Е.И. |
1969 |
Тельный А.П. |
1974 |
Зиновьев (инициалы не указаны, прим.ВВС) |
1976 |
Солнцев С.Н. |
1980 |
Дурасов В.Б. |
1982 |
Водолазский А.Г. |
1994 |
Баркалов Ю.М. |
1998 |
Шаталов О.М. |
2001 |
Редакция признательна за помощь, оказанную в работе над статьей, подполковнику Алексею Ивановичу Долгих, майору Олегу Лахину, а также личному составу полка, превратившему бомбардировщик Су-24М с бортовым номером «02» в «фотомодель» для нашего журнала (см. также № 11/2007 г.).