Предыдущая Оглавление Следующая

47GvRap016.jpg 47GvRap018.jpg
После полета но учебном СБ Замена мотора на самолете Пе-2

Особое положение полка, связанное с выполнением заданий непосредственно Ставки ВГК и рассредоточенное базирование налагало повышенные требования к организации связи как внутри полка, так и с вышестоящими штабами. До декабря 1941 г. полк своих средств радиосвязи не имел. Обслуживание самолетов во время выполнения учебно-тренировочных и боевых полетов проводилось радиосредствами аэродрома специального назначения (АСН, Монино). Радиостанция АСН в ноябре 1941 г. обеспечивала также работу оперативной группы разведчиков, базировавшейся на аэродроме Боровичи. 1 декабря 1941 г. полк получил собственную радиостанцию РАФ, после чего перешел на свое обслуживание радиосвязью. Для обслуживания боевых вылетов с оперативных аэродромов использовались две наземные радиостанции РСБ-бис. Первая была установлена в феврале 1942 г. на аэродроме Выползово, вторая — чуть позже — в Мигалове. Затем «мигаловскую» радиостанцию перебазировали в Андреаполь.

Организационно связь на оперативных аэродромах строилась по принципу обеспечении телефонно-телеграфной связи с воздушной армией на том участке, где дислоцировалась эскадрилья, и со штабом ВВС Красной Армии. Связь внутри полка производилась согласно выработанному специальному коду. В 1944 г. с перебазированием штаба полка из Монино в Смоленск связь с оперативными аэродромами продолжала поддерживаться по радио, а для связи со штабами ВВС и 1-й воздушной армии был организован телеграфный узел связи.

Основным способом аэронавигации в ВВС Красной Армии перед войной и в начальный период войны являлось «сличение карты с местностью». Для воздушных разведчиков данный способ навигации не годился совершенно. «Имели место случаи блудежки» (есть такая запись в Историческом формуляре полка, сделанная в конце 1941 г.), и это при том, что штурманов в полк отбирали не последних. Едва ли не единственным способом в тот исторический период обеспечения самолетовождения по заданным маршрутам в любую погоду и в любое время суток являлась радионавигация. В конце февраля 1942 г. в полку была создана служба земного обслуживания самолетовождения — ЗОС. Службу ЗОС возглавил помощник штурмана полка по радионавигации инженер-капитан П.И. Рубцов. Под руководством Рубцова был отремонтирован и стационарно установлен в Монино радиокомпас ВВС Красной Армии №12. Вскоре этот радиомаяк стал лучшим в системе ЗОС ВВС Красной Армии. Радиомаяк обеспечивал самолетовождение в радиусе 400 км вне зависимости от погоды и времени суток. В мае 1942 г. в Монино развернули радиопеленгаторный пункт полка, который выдавал по радиопеленгам экипажам, находившимся в воздухе, магнитный курс на Монино. В августе 1942 г. аналогичные радиопеленгаторные пункты были оборудованы в Мигалове и Выползове. Все самолеты полка оснастили радиополукомпасами, а штурманы овладели методами радионавигации. Радионавигация стала основным методом навигации. Ни один штурман полка не допускался к боевым вылетам, не освоив в совершенстве самолетовождение по РПК. Процесс освоения средств ЗОС, надо сказать, затянулся. Даже в 1943 г. в полку было 13 случаев потери экипажами ориентировки, которые завершились вынужденными посадками на фюзеляж, при этом два самолета пришлось списать безвозвратно. В 1944 г. случаев потери ориентировки отмечено 37, но «блуданувшие» экипажи выручал полковой радиопеленгатор: все самолеты благополучно вернулись на аэродромы.

Главное оружие разведчика — фотоаппарат. Фотоотделение под руководством заместителя начальника штаба полка по разведке и аэрофотослужбе капитана М.Я. Морозова было создано 1 сентября 1941 г. Отделение фотограмметрической обработки состояло из десяти фотограмметристов, отделение фотолабораторной обработки — из 11 лаборантов. До августа 1942 г. в полку имелось отделение цветного фотографирования, но из-за длительности процесса обработки цветной пленки и цветной фотопечати в августе 1942 г. отделение упразднили. Изначально фотоспужба полка комплектовалась выпускниками Гомельского аэрофотограмметрического училища и фотоспециалистами, призванными из резерва.

47GvRap017.jpg

Предполетный осмотр самолета Пе-2

Стационарная фотолаборатория большой пропускной способности была оборудована в Монино. В феврале 1942 г. для обслуживания 3-й эскадрильи на аэродроме Выползово также развернули фотолабораторию, личный состав которой первым в полку освоил метод ускоренной дешифровки по негативам, сократив тем самым время обработки боевого фильма на 2 часа. В июле 1942 г. еще одну фотолабораторию развернули в Мигалове. Фотолаборатории в Выползове и Мигалове могли обрабатывать по 17 фильмов в сутки. В декабре 1942 г. в Андреаполь для фотообслуживания 2-й эскадрильи был откомандирован фотограмметрист старший сержант П.И. Соловейчик, которые впервые применил метод дешифрования с мокрых негативов, что позволило довести время представления фотодонесения до 1 — 1 ч 20 минут с момента посадки самолета-разведчика.

Предыдущая Оглавление Следующая