В дальнейшем работа полка была направлена на обеспечение Ставки ВГК развединформацией при подготовке и проведении Смоленско-Рославльской операции. 1-я эскадрилья вела разведку на Ту-2 с аэродрома совхоз Дугино. Сюда же 11 августа 1943 г. были перебазированы для ведения ближней разведки четыре экипажа Пе-2 4-й эскадрильи. 3-я эскадрилья гв. майора Малютина с аэродрома Андреаполь вела разведку дальних подступов к Смоленску. При этом воздушная разведка велась на полный радиус в секторе: Невель — Даугавпилс — Рига по северу, и Орел — Гомель — Лунинец — по югу. Всего в интересах этой операции было выполнено 452 боевых вылета, разведано 85 ж.д. узлов, 130 населенных пунктов, 52 аэродрома.
Весной и летом 1943 г. полк одновременно обеспечивал подготовку двух наступательных операций Красной Армии — Смоленско-Рославльской и Орловско-Брянской: «В среднем за июль— август 1943 г. на железнодорожных узлах вскрывалось подвижного состава: Орша — 80—86 составов из 3050 вагонов и платформ, Минск — 60 составов, Рославль - 25—30 составов, Брянск — 75 составов, Витебск — 50, Жлобин — 65, Гомель — 70 составов.
- На аэродромах в мае—августе 1943 г. было вскрыто самолетов: Смоленск сев. (Северный) — 120-130, Балбасово — 130, Старый Быхов — 110, Шаталово — 35, Боровское — 70, Могилев —110, Брянск — 104, Сеща — 50, Орел — 144 самолета.
- Основные приемы и методы разведки аэродромов и железнодорожных узлов, населенных пунктов, дорог были следующими:
1. Маршруты строились с большим числом изломов, не допуская полетов вдоль важных дорог более 200—250 км, без надобности на крупные пункты при полете к основной цели экипажам не заходить.
2. Переход линии фронта осуществлялся над менее активными участками фронта на высоте 7000—7300 м или в облачности.
3. При облачности разведка производилась визуально или фотографированием под нижней кромкой облаков.
4. Высота фотографирования обуславливалась масштабом 80— 120 м/см.
5. Подход к объекту совершался вне дорог с приглушенными моторами или в облачности, как правило, против солнца, в момент фотографирования скорость постоянно увеличивается с уходом от объекта на солнце и максимальной скорости с разворотом на 40—60 град.
6. Противозенитный маневр над объектом производился за счет полета со снижением и по курсу на 10— 15 град.
7. Дороги просматривались одновременно несколькими экипажами на глубину суточного пробега ж.д. составов.»
![]() |
![]() |
Майор В.Ф. Столяров | Принятие гвардейской клятвы, февраль 1943 г. |
Для достижения наибольшей глубины разведки на самолетах Ту-2 и Пе-2 летом-осенью 1943 г. полк продолжал базировать свои эскадрильи на оперативных аэродромах, удаленных от линии фронта на 70—100 км:
- 1-я эскадрилья: Мигалово, совхоз Дугино, Двоевка (Вязьма);
- 3-я эскадрилья: Выползово, Андреаполь, Колпачки;
- 4-я эскадрилья: Монино, совхоз Дугино, Выползово;
- 2-я и 5-я эскадрильи: Монино, для дозаправки использовались аэродромы подскока совхоз Дугино, Андреаполь, Выползово, Конотоп, Краснодар.
2-я эскадрилья вела боевую работу ночью, одиночными полетами на разведку и «свободную охоту» с выполнением бомбометания на высотах 2000-3000 м, то есть в зоне эффективного огня малокалиберной зенитной артиллерии. На этих же высотах действовали немецкие ночные истребители Bf.110. Тактика ведения ночного боя с истребителями себя не оправдала. Она предусматривала уход от атакующего истребителя с увеличением скорости. Но Ил-4 по скорости значительно уступал Bf.110, поэтому увеличение скорости лишь играла на руку пилоту истребителя, облегчая ему маневрирование во время атаки. Майор Романов предложил не увеличивать, а наоборот — снижать скорость, одновременно выполняя «змейку». При таком маневре разведчика истребитель проскакивал вперед, теряя из виду объект атаки.
Летный состав группы капитана Столярова, Мигалово