Предыдущая Оглавление Следующая

С третьей декады июля и в течение августа 1944 г. тремя дневными эскадрильями, не допуская перерывов в боевой работе, полк четырежды производил перебазирование на аэродромы Прудины, Буйле, Бенякони и Крынки. К концу августа в Крынки перебазировался и штаб полка, а 5-я эскадрилья — на аэродром Мачулище. Группа ночников 2-й эскадрильи в декабре 1944 г. перебазировалась на аэродром Брест. К концу года в составе 2-й эскадрильи появилось два экипажа, летающих на американских самолетах В-25 «Митчелл».

За 1944 г. экипажи полка выполнили 1482 боевых вылета, 2721 тренировочный полет, а также 1048 прочих полетов. Силами личного состава 5-й эскадрильи за год было подготовлено и передано в боевые эскадрильи 26 экипажей. Личный состав полка за 1944 г. получил 527 правительственных наград. 4 февраля 1944 г. гв. капитаны А.Ф. Попов, Е.Л. Мелах и Р.Л. Ящук первыми в полку были удостоены звания Героев Советского Союза. Потери за 1944 г. составили: 42 самолета, 17 экипажей и 79 человек личного состава.

На 1 января 1945 г. в полку по штату состояло 25 самолетов Пе-2, два Ту-2, два В-25, семь Ил-4.

В течение 1945 г. полк обеспечивал воздушной разведкой следующие операции наших войск:
-  окружение и разгром Восточно-Прусской группировки;
-  Восточно-Померанскую операцию;
-  Западно-Померанскую операцию при форсировании р. Одер и разгром Штеттинской группировки противника.

Воздушная разведка велась в интересах командования всех уровней. В итоге обеспечения боевой разведкой Главного и фронтового командования при проведении Восточно-Прусской операции в декабре 1944 — январе 1945 гг. экипажи полка с аэродромов в Польше (Крынки, Бель и Модпин) выполнили 446 боевых вылетов, проведя разведку 55 аэродромов, 126 крупных ж/д. узлов, 148 городов и крупных населенных пунктов, семь морских портов. В начале января 1945 г. по заданию Ставки ВГК экипаж гв. старшего лейтенанта Дунаевского на Ту-2 с высоты 7000 м выполнил подробное площадное фотографирование Берлина.

В феврале-марте 1945 г. экипажи полка составом четырех боевых эскадрилий с аэродромов Торн и Розгов выполнили задачи по обеспечению развединформацией ВГК КА, Командования 1-го и 2-го Белорусских фронтов и 4-й воздушной армии при проведении Восточно-Померанской операции. Было выполнено 205 боевых вылетов, в которых разведано 107 ж.д. узлов, 54 аэродрома, 62 города, 18 морских портов.

5 апреля 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Торунь и проявленные при этом доблесть и мужество, Указом Верховного Совета СССР полк награжден орденом Суворова III степени.

В апреле-мае 1945 г. при наступлении 1 -го Белорусского фронта на Берлин, а 2-го Белорусского фронта — в Западной Померании, экипажи полка с аэродромов Торн и Розгов продолжали вести оперативно-тактическую разведку в интересах Ставки ВГК с одновременным выполнением задач в интересах командований 1-го и 2-го Белорусских фронтов, а также командующих 4-й и 16-й воздушных армий.

47GvRap040.jpg 47GvRap041.jpg

 

Подвеска бомб Перед боевым вылетом

1-я АЭ гв. капитана А.С. Дрыгина А.С., 2-я эскадрилья гв. капитана В.Г. Кокорева (того самого, которого офицер СМЕРШ не рекомендовал допускать к выполнению полетов за линию фронта) и 4-я эскадрилья гв. майора Мамонтова А.Г. выполняли задачу по разведке городов, аэродромов, ж.д. узлов, оборонительных сооружений, путей отхода и переброски войск по железным и шоссейным дорогам, морских коммуникаций центральной части Балтийского моря, островов Рюген и Борнхольм, портов Свинемюнде, Штральзунд, Росток.

5 мая 1945 г. экипаж гвардии старшего лейтенанта Нестерова фотографированием острова Борнхольм установил судов различного тоннажа 23, подводных лодок 10, моторных лодок 24, транспортов 12.

-  Непрерывной и тщательной разведкой было установлено а) Увод судов и эвакуация портов Свинемюнде, Штральзунд, Росток. Военный и торговый флот уходил в порты Гамбург, Киль, Данию, Голландию.

-  Установлена система обороны о-вов Рюген, Борнхольм. Этим самым полк дал возможность фронтовому командованию принимать решения для нанесения бомбоударов по коммуникациям пр-ка и высадки десанта для захвата островов, находящихся в Балтийском море.

3-я эскадрилья Героя Советского Союза гв. капитана А.Ф. Попова выполняла разведку по своевременному вскрытию увода судов из портов Западной Померании, эвакуации этих портов, с задачей определения направления эвакуации.

В апреле 1945 г. один из самолетов полка был атакован реактивным истребителем Ме-262:

«Экипаж Н.П. Остапенко (штурман И. П. Павлов, радист Балалыкин) получил задание сфотографировать аэродромы района Берлина. Набрав высоту 7000 м, разведчики сфотографировали Потсдамский аэродром, южную часть Берлинских аэродромов и направились на север через центр немецкой столицы. Не встретив, над Берлином, ни зенитного огня, ни истребителей противника, разведчики насторожились. Их волнение усиливалось еще и тем, что город был покрыт десятками и сотнями взрывов. Однако все разъяснилось довольно быстро: «Товарищ командир, над нами самолеты!», доложил радист. Посмотрев вверх, летчик и штурман увидели несколько сот американских бомбардировщиков, которые с высоты 9000—10000 м бомбили город. Ничего не оставалось, как быстрее уйти из опасной зоны, дабы случайная бомба союзников не угодила в самолет-разведчик. Не долетая до линии фронта километров 30, разведчиков атаковали 3 истребителя противника, которые в в течение нескольких минут сделали три захода, открывая стрельбу с дальней дистанции. Когда истребители выходили из атаки, за ними оставался черный хвост дыма и радист сначала говорил, что сбил одного, потом второго истребителя, но они возвращались и снова атаковали. Остапенко был вынужден пикировать и бросать самолет из стороны в сторону, не давая противнику возможности вести прицельный огонь. На высоте 700—800 м перелетели линию фронта в районе Одера. Истребители ушли в западном направлении. Так весной 1945 г. произошла встреча самолета-разведчика с немецкими самолетами типа М-62 (так записано в документе). Эти истребители, имеющие малый запас горючего (на 7— 10 минут) и дальнюю прицельную дистанцию не смогли поразить разведчика, который в умелых руках капитана Остапенко, производящего противоистребительный маневр, продолжал оставаться для врагов грозной силой».

Предыдущая Оглавление Следующая