Предыдущая Оглавление Следующая

С 27 апреля по 12 мая 1995 г. авиационная группа в составе 1-й вертолетной (доукомплектованной) эскадрильи 490-го полка с аэродромов Беслан и Кизляр выполнила 1325 боевых вылетов с налетом 740 ч. За этот период перевезено 3105 человек личного состава, 312 больных и раненых, 15 т грузов.

Экипажами эскадрильи было уничтожено три танка, четыре БТР, три ЗСУ, пять автомобилей установки РСЗО «Град», 21 опорный пункт, 25 огневых точек, пять ДОТов, один склад с боеприпасами. В боевых действиях принимали участие вертолетчики, имевшие афганский опыт. Сравнивать Афган и Чечню многие (не только в Туле) считают некорректным. В Афгане — война, без вмешательства политиков в непосредственный ход боевых действий, отлаженное (пусть не сразу) взаимодействие самолетов, вертолетов и сухопутных войск. В Чечне — политика: сегодня воюем, завтра — выходной. Уроки Афгана большей частью забыты. Наконец, Афган — другое государство, а Чечня, какая-никакая, но своя земля.

«Вторая Чечня» для тульского вертолетного полка началась 14 декабря 1999 г. Летчики и техники полка принимали в ней участие до 28 марта 2003 г. Сначала вертолеты полка базировались в Моздоке, затем — в Грозном.

490ovp012.jpg 490ovp013.jpg
Чечня 2005 Прощание с экипажем сбитого Ми-8, Грозный-Северный

18 февраля 2000 г. при выполнении задания был сбит вертолет Ми-8. Паре «восьмерок» предстояло высадить десант. Противодействия со стороны противника не ожидалось, поэтому прикрытия транспортных Ми-8 боевыми Ми-24 не производилось. В районе десантирования в Аргунском ущелье транспортные вертолеты встретил плотный огонь с земли. Ведущая «восьмерка» получила серьезные повреждения, ведомая была сбита. Погибли все  15 находившихся на борту вертолета человек, в том числе командир экипажа майор И.Н. Скрыпников, летчик-штурман капитан Д.М. Брыкаев, борттехник старший лейтенант Д.Н. Рычков. И.Д. Скрыпников посмертно удостоен звания Герой России, Д.М. Брыкаев и Д.Н. Рычков посмертно награждены орденами Мужества.

Группа летчиков и техников полка вместе с вертолетами базировалась на аэродроме Грозный-Северный с 12 января 2001 г. по 5 апреля 2004 г. Один экипаж полка работал в Чечне с 19 сентября по 10 декабря 2005 г. С 29 мая по 5 сентября 2006 г. выполняла задания на территории Чеченской республики большая часть полка. С 1 июня по 6 сентября 2007 г. полковая вертолетная группа базировалась в Ханкале.

Тульский полк в меньшей степени, чем другие, привлекался к миротворческим операциям за пределами СНГ, тем не менее одна такая командировка имела место быть. Группа личного состава 490-го полка в количестве 78 человек была включена в состав авиационной группы международных миротворческих сил в Косово (KFOR), группа базировалась в Слатине с июля 1999 г. по август 2000 г.

Почти на протяжении всей своей недолгой истории 490-й полк отличала уникальная организационно-штатная структура. В конце 1990-х гг. на вооружении полка состояли вертолеты едва ли не всех имевшихся в армейской авиации типов и даже один самолет. В мае 1998 г. в состав полка был введен вертолетный отряд с двумя тяжелыми транспортными вертолетами Ми-6, в ноябре 1998 г. вертолеты Ми-6 были заменены двумя вертолетами Ми-26. В январе 2005 г. количество вертолетов Ми-26 сократили до одного, а в декабре того же года вертолетов Ми-26 не осталось вовсе. В мае 1999 г. полк получил переданный из авиации ВМС самолет Ан-24 с бортовым номером «100».

490ovp014.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая